Самобытные мужики Донбасса строят подлодки и заставляют цвести военный металлолом

Самобытные мужики Донбасса строят подлодки и заставляют цвести военный металлолом

Земля донецкая, как и всякая другая, богата талантами. Вот только специалистов по металлу здесь будет числом поболее. Регион ведь промышленный, если не шахта, то прокатный стан или локомотивное депо, где всё держится на пылающих в кузнечном горне углях. Правда, дончане пустяшным делом, вроде изготовления подков для заморской блохи, не занимаются. Конечно, трудятся они, чтобы получить удовлетворение от рук своих, но и о земляках не забывают.

Мастеровой мужик-галерный раб и небожитель

Например, Владимир Пилипенко из Великоновоселковского района, по его собственному признанию, мог бы тоже подковать насекомое ручной работы, но вместо этого заложил на домашней верфи субмарину. Два посадочных места, крейсерская скорость - пять узлов, максимальное время пребывания под водой - сорок минут, глубина погружения - пятьдесят метров, вооружение - гарпунная пушка, наиболее весомая добыча - сорокадевятикилограммовый толстолобик, порт приписки - село Евгеновка, название - «Дельфин».

Ходовые испытания проводились в пруду за околицей при значительном стечении любопытствующих односельчан, шестеро из которых изъявили желание занять пассажирское сиденье.

- Обещаю прокатить каждого, кто пожелает, - ответил Пилипенко. - Но только после успешного исхода первого погружения.

Конструктор не стал подвергать риску жизни земляков. В гордом одиночестве вывел субмарину на фарватер, помахал рукой зевакам и захлопнул люк над головой.

Спустя тридцать минут «Дельфин» подвспыл на перископную глубину у плотины и, выписав замысловатую «восьмёрку», направился к месту старта.

Как утверждали очевидцы, преисполненные восторгом землепашцы так усердно подбрасывали героя в воздух, что его щёки обрели естественный розовый цвет. Впервые после недельного перерыва.

- Говорят, вы семь дней не прикасались к еде, - обратилась к Владимиру местная журналистка. - Неужели так сильно волновались перед погружением на дно сельского пруда?

- Я спокоен при любом раскладе, - ответил корабел. - А не кушал я по другой причине... Опасался, что живот может прийти в расстройство от того, что субмарина откажется всплыть. Найдут меня спустя неделю, откроют люк, а оттуда скверный запах... Это только говорят, что мёртвые сраму не имут...

 

Филиал музея на дому

Сельская верфь. Владимир ПИЛИПЕНКО

и его субмарина «Дельфин».

Самое любопытное в этой истории, что конструктор «Дельфина» взялся за дело, не имея специального образования, а его знакомство с водной стихией ограничивалось усыпанным коровьими лепёшками пляжем сельского водоёма. Но, тем не менее, изделие оказалось на удивлением удачным.

Однажды «Дельфин» запутался в браконьерских сетях, однако благодаря его конструктивным особенностям Владимиру удалось вывести его из западни. После этого сумбарину видели на Азовском и Чёрном морях. Как правило, сопровождал её катер, по самый планширь гружённый телеоператорами и фотокорреспондентами.

По завершению съёмок документального фильма Пилипенко продал первенца сельской судоверфи и заложил на ней ныряющее блюдце. К сожалению, коварная болезнь разрушила грандиозные планы, а ныряющее блюдце осталось ржаветь на стапелях.

Ушёл из жизни ещё один мастеровой мужик - Александр Гололобов. Однако плодами рук его приезжают полюбоваться в город Комсомольское и сегодня. Дом Гололобовых, хотя и стоит в общем ряду скромных строений, но заметно выделяется среди них.

На самом коньке - замысловатая беседка, осеняющая крестом окраинную улицу фигура священника в человеческий рост. Соответствует ли оригиналу ведьма на метле, Александр утверждать не брался:

- Ни разу с этой дамочкой не повстречался, - говорил он. - И слава Богу за такую милость.

Зато все прочие работы сомнений не вызывают. Особенно фигуры красноармейца, казака, матроса, солдата вермахта, которые денно и нощно охраняют ближайшие подступы к усадьбе. Не шедевры Микеланджело, разумеется, но искра Божья присутствует.

Чтобы полюбоваться работами волновахца Кости Харамана, надо подняться на второй этаж дома у самого железнодорожного полотна. Это - не квартира, а филиал музея поделок. Здесь можно обнаружить совмещённый с электробритвой мобильник, вызывающий невольную улыбку дорожный набор или компактный охладитель воздуха.

Но большинство полок домашнего музея занимают фигурки. Вот - подвыпивший гуляка, вот - машинист локомотива, вот - купающаяся в окружении лилий речная русалка. И всё это сделано из выброшенных по причине крайней изношенности железнодорожных костылей.

Ещё один филиал музея на дому расположен в горняцком Докучаевске. Его владелец -  ушедший на пенсию наладчик швейных машинок и увеченный фронтовик Алексей Михеев, который впервые взял резец скульптора на седьмом десятке лет. И, не имея ни малейшего представления о размерах и пропорциях, сотворил из обломка белого мрамора бюст верной спутницы жизни. А чуть позже фронтовик начал писать акварели, сочинять стихи.

 

Букет из снарядной гильзы

Виктор МИХАЛЕВ с незавершенной работой.

Дончанин Виктор Михалев до нашего знакомства не подозревал о существовании Владимира Пилипенко, Александра Гололобова, Констатина Харамана, Алексея Михеева. А всё потому, что мастеровые мужики, образно выражаясь, варятся в собственном соку. Но ведь от общественности требуется самая малость - создать для наделенных искрой Божьей людей творческое объединение и обеспечить их мало-мальски приемлемыми условиями труда.

Скажите на милость, разве шкурными интересами руководствовались конструктор субмарины, хозяин диковинного дома и создатели филиалов музеев, куда все желающие допускались без выходных и перерыва на обед? Вот и Виктор тоже из плеяды бессребреников. Когда получил заказ на оформление памятника погибшим детям Донбасса, даже не заикнулся об оплате за труды тяжкие.

Хорошо хоть снабдили расходным материалом, благо земля шахтёрского региона щедро засеяна гильзами и неразорвавшимися фугасами. Навезли столько смертоносного металла, что двор дончанина сегодня больше похож на свалку военного имущества.

Собственно, Виктора безо всякой натяжки можно назвать кузнецом, который орудия убийства превращает в произведения искусства. Правда, он так и не смог предъявить ни одной готовой вещи. Все работы - в основном, за «спасибо» - разошлись по выставочным залам, Домам культуры или украсили кабинеты высокопоставленных чиновников.

Ну а сам он продолжает трудиться в мастерской, закопченный потолок которой совершенно не держит тепла и готов раздавить верстак, где стоит новая работа.

- Она будет символизировать Донбасс сегодняшний, - рассказывает Михалев. - Воткнувшаяся в тротуар артиллерийская мина, веер осколков, молодая женщина, которая пытается собственным телом прикрыть от рваного металла младенца... Прежде я стремился грубый металл превратить в букет лесных фиалок или фигурку Феи, но сейчас, наконец, понял, что изящные формы могут быть лишь средством выражения главной идеи.

Тема войны присуща каждой работе, будь то превращённый в алые гвоздики снарядный стакан или сложная композиция, на которую потрачено несколько десятков патронов, искорёженный автомат и гранаты Ф-1.

- Мир обязательно вернётся на нашу малую родину, - продолжает Виктор. - Но мы совершим ошибку, если забудем о войне. Вот хочу, чтобы земляки, особенно - подрастающее поколение, глядя на плоды рук моих, помнили о свалившейся на Донбасс беде.

Честно признаться, у меня имелось множество вопросов к дончанину. В частности, хотелось узнать его мнение о фразе, которую однажды произнёс моряк и писатель Виктор Конецкий: «Мастерство - есть дар небес и тяжкая кара. Но более всего оно мне напоминает кнут, которым хлещут галерного раба».

Но я не осмелился отнимать время у человека. Уж больно он нетерпеливо поглядывал на верстак. Наверное, узрел в ворохе искорёженного войной металла фигурку прячущегося от бомбардировки ребёнка или сломанный пополам стебель гвоздики, с которой шёл на первое свиданье молодой парень. Но был сражён у самой цели разорвавшимся фугасом.

 

Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Фото автора.


Читайте также: