Астрономы получили новый снимок радиогалактики Центавр А (ВИДЕО)

Камера Wide Field Imager, смонтированная на 2,2-метровом телескопе чилийской обсерватории Ла-Силла, сделала новый снимок радиогалактики Центавр А (NGC 5128).

В центре этой крупной галактики, удалённой от нас на ~12 млн световых лет, находится сверхмассивная чёрная дыра. По мнению специалистов, именно она отвечает за образование гигантских джетов — выбросов, направленных в противоположные стороны и наблюдаемых в радиодиапазоне. Длина джетов Центавра А приближается к миллиону световых лет; если бы мы могли их видеть, галактика стала бы одним из самых больших и ярких объектов на небе, который почти в 20 раз превосходил бы по размерам полную Луну.

Два года назад астрономы выяснили, что выбросы NGC 5128 выделяются и в гамма-области спектра. Фотография Wide Field Imager, в свою очередь, была выполнена с помощью фильтров оптического диапазона: красного, зелёного, синего и двух других, изолирующих излучение водорода (линию H-альфа на 659 нм) и двукратно ионизованного кислорода (502 нм).

Самую заметную деталь снимка — широкую тёмную полосу в его центре — учёные называют признаком того, что NGC 5128 образовалась в результате объединения двух галактик. Саму полосу, содержащую газ, пыль и молодые светила и обрамлённую звёздными скоплениями и звездообразующими водородными облаками, рассматривают как часть спиральной галактики, разрушаемой гравитационным воздействием гигантской эллиптической.

Широкий набор фильтров и чрезвычайно большая общая длительность экспозиции, превысившая 50 часов, также позволяют разглядеть следы одного из джетов NGC 5128. Эти отпечатки — две группы красноватых «нитей» — находятся в левой части изображения, над тёмной пылевой полосой, в ~30 и ~65 тыс. световых лет от ядра Центавра А.

По материалам: science.compulenta.ru