Понедельник начинается в... воскресенье

У памятника парящему апельсиновому дереву в Яффа. Туристам любят рассказывать легенду о том, что таким образом местный житель отстоял свое право посадить дерево на муниципальной земле вопреки запретам чиновников. Согласитесь, всё это выглядит весьма симво

Как это, узнал наш корреспондент, отправившись в страну, название столицы которой звучит как аккорд из самой древней песни человечества: И-е-ру-са-лим!

До недавнего времени мне казалось, что возможность взглянуть на эту страницу истории персонально для меня - процесс несбыточный. Но благодаря счастливому случаю (или провидению небес?), а еще «работе над мечтой» нам с подругой удалось вырваться туда, с предвкушением встречи с чудесами и именами библейского масштаба. Тем более, что никакой волокиты с оформлением визы. Израиль - «приемная» Бога, куда, по иронии судьбы, прежде оголтело не пущали, потом отправляли как в вечную ссылку - теперь открыт для всех. Смотри, восхищайся, общайся со Всевышним и удивляйся тому, как за несколько десятков лет этот народ выстроил свою страну в пустыне - величественную, прекрасную. Сумел написать собственные легенды и оживил мифы.

Четыре моря

Несколько часов лету (почти как поездка до Святогорска) - и ты попадаешь в прообраз рая, где всё пропитано солнцем и сладким ароматом цветущих деревьев. Нам повезло: на Земле обетованной оказались в самое золотое время: еще не зависла тягостная жара, прокалившая обнаженную сковородку пустыни. Окунулись в воды Средиземного моря почти со священным восторгом, невольно отметив, что своим мелководьем в Тель-Авиве оно так напоминает родненький Азов, а вот ракушки на берегу - «перламутровее».

На вкус и цвет, как и планировали, потом мы попробовали отдельно еще три моря. Красное - более глубокое и наполненное разноцветными рыбками так плотно, что они касаются тебя, словно знакомясь. Мертвое, в котором ты зависаешь неподвижным поплавком в компании всего лишь с двумя бактериями: удивляясь, откуда же такая синева? И сладость Галилейского - озера Кинерет, основного водного поставщика Израиля. Каждое манит своими «изюминками». У одного можно за определенную цену заняться «добычей» жемчуга: не ныряя в глубину, а просто оплачивая возможность самолично вскрыть ракушку. У другого - бесплатно пожалеть мусульманок, которые при всем «параде» принимают ванны и мажутся целебной глиной... прямо поверх одежды, в то время как их мужья глазеют на более «открытых» европеек. А у третьего отведать рыбу тиляпию - ту самую, которой более чем две тысячи лет назад рыбаки угощали Христа.

Туристу на заметку. Маршрут следования нужно продумать заранее, выбрав именно те места, которые хочется увидеть. Путевка в таком случае обойдется значительно дешевле.

В центре мира

Не преувеличу нисколечко, если скажу, что на каждом шагу здесь тебя плотно окутывает аура некоего Зазеркалья. Названия городов, имена богов и героев звучат и запредельно загадочно, и предельно узнаваемо. Как на самую обычную достопримечательность гид указывает на места, куда изгнали Адама и Еву, где Ной строил свой ковчег. Там состоялось воскрешение Лазаря, чуть дальше Моисей водил свой народ по пустыне, тут были уничтожены Содом и Гоморра...

От всего этого немного кружится голова. Но сильнее всего - в Иерусалиме, центре мира, признанном таковым еще с легкой руки царя Давида. Он притягивает, бесповоротно и могуче, превратив в одну из песчинок в потоке туристов, разноголосом, как после разрушения Вавилонской башни, и плотном, как в муравейнике. За гидом мчимся безропотно, агнцами на заклание, ведь шаг влево-вправо, и немудрено потеряться.

Где все на виду - так это у Стены Плача. У «почтового ящика» Бога, куда все норовят всунуть свое послание между камнями с пробивающимися из-под них веточками иссопа. Мужчинам - раздолье, две-трети стены; женщинам - какой-то «аппендикс» в уголочке, где приходится чуть ли не в затылок выстраиваться, чтобы трепетно дотронуться до  Божьего «портала».

Суета сует

Немного обидно было почувствовать ее там, где, по идее, душа готовится испытать  некую искру таинства: в Храме Гроба Господня. Попытки всё увидеть, услышать и сфотографировать отнимают многое. Сюда бы прийти одному, застыть в тишине, но... «закон муравейника» не позволяет. Он ставит тебя в очередь к самой главной святыне - в православный храм в храме, поделенном между множеством конфессий.

И реальность дня нынешнего ошеломляет своей прагматичностью: можно и побыстрее, но... за 50 долларов. От этого почему-то становится грустно. Впрочем, через мгновение пробирает истерический греховный смешок: в низкую арку не вписывается наш соотечественник и громко роняет традиционный «блин!»

Надо было лететь так далеко, чтобы споткнуться о знаковый «самовар»! А тут еще водитель-искуситель подкидывает «задачку» с подковыркой, ставящую под сомнение теорию от Матфея о происках царя Ирода: обвиняют его - полководца и строителя - в избиении младенцев, а тот умер за четыре года до рождения Христа, как вам такая хронология?

Копаться в датах, искать ответы и аргументы - дело пустое и неблагодарное. Лучше на веру (каждому ведь и воздается по ней) принимать тот факт, что арка дома, в которой жил Иисус в Назарете, сохранилась в таком виде до наших дней. Как и святость воды в Иордане, экологическую чистоту которой, по крайней мере, подтверждают плавающие вместе огромные сомы и нутрии.

Туристу на заметку. Не верь гиду, утверждающему, что только там, куда он тебя привел, можно «затариться» сувенирами, - он имеет с этого процент.

Игрушки в руках Создателя?

Нет, творцы своего счастья. Пребывание на святой земле приводит к пониманию того, что могут... люди. Они создали бахайские сады в Хайфе - место единения сразу нескольких религий, живущее по главной из них - красоты. Внедрили систему капельного орошения повсеместно, чтобы ни одна травинка, поднявшаяся на песке, не страдала от жажды. Придумали апельсин с фиолетовой  сердцевиной, от которого пришла в восторг английская королева.

А начали с того, что однажды лет сто назад вышли из арабского городка Яффа, чтобы в пустыне построить первую улочку будущего Тель-Авива: с газовыми фонарями и лотками с мороженым, при виде которых бедуины теряли дар речи. Сейчас сросшиеся корнями эти два города - единое целое, овеянное легендами прошлого и самой продвинутой современности. Где дороги не плавятся от солнца. Оно заряжает для человека батареи, установленные на крышах. Всё разумно и продуманно служит во благо человека.

Туризм - отдельная и очень доходная статья. Приезжим предлагают маршруты на любой вкус:  например, выверенно исторические - к крепостям Средиземноморья - в Акка и Кейсарию, и даже литературные - по тропинкам булгаковского Иерусалима. Хотите поглазеть на бриллианты? Пожалуйте в первую по величине биржу. Желаете взглянуть свысока на самые знаковые места страны в почти кукольном исполнении? Наведайтесь в мини-Израиль, исполненный, кстати, нашими соотечественниками.

На четверть бывший наш народ

О нем отдельное слово. Со времен Высоцкого статистика русскоязычного населения почти не изменилась. Где бы ты не возник с вопросом, начав с объяснений на иврите и «бритише», местный житель обязательно перейдет на «великий и могучий». Сделает это с радостью, словно пробуя на вкус собственное прошлое. Вырванные из того ветрами разных перемен, они прижились на земле Обетованной, сумели пережить биологическую тоску по падающим листьям и снегу, нашли себя в новых (главное, востребованных) профессиях.

И приняли условности новых традиций без рвения и фанатизма, когда в шабат - священную субботу,  «коренные» там даже на машинах не ездят, не позволяют себе выйти на улицу с деньгами и т.д. (мусульмане «бездельничают» в пятницу). Религиозные каноны  и светская жизнь соблюдаются в разумных пропорциях. Конечно, у «наших». Но воскресенье для всех - рабочий день.

Остановившись у старых знакомых - семьи Кричевских в очаровательном городке репат­риантов Маале-Адумим на целых три ночи, мы постигали мудрые истины кошерной пищи (чем не принципы раздельного питания) и никак не могли наговориться. Словно пытаясь восполнить все пробелы. В четыре с небольшим просыпались от голоса муэдзина с ближайшей мечети. Еще минут через пятнадцать где-то вскрикивал петух, хотя хозяева клялись, что такую живность никто здесь не держит. Радовались, что, оказывается, можно объять взглядом необъятное - вид Иерусалима с балкона, и сожалея, что куда труднее заглянуть в каждый неповторимо цветущий дворик и влезть хотя бы на одну пальму. Признаюсь, очень хотелось...

***

Так сложилось, что меня никогда не волновал ответ на вопрос о том, кто виноват, если «в кране нет воды». Работа в газете началась со знакомства с умными и талантливыми людьми, пусть и с «неправильным» (по мнению тогдашней партии) отчеством. Провожала их в середине 90-х с печалью. Теперь, проведав, убедилась, что они увезли с собой не только «заначки», библиотеки, семейные архивы и старые сервизы, но и особый, на генном уровне, дар выживания в любых обстоятельствах. Способность на любых руинах построить уютное счастье и готовность отстоять его, порой вопреки общественному мнению. В своей стране, на своих территориях, которые они предпочитают называть не «оккупированными», а «отвоеванными». В том числе, у пустыни, носящей изначально имя Иудейская...

Туристу на заметку. Собираясь в Израиль, поройтесь в старых телефонных книжках, найдите адреса тех, кто когда-то был вашими соседями и друзьями. Звякните при случае. Будьте уверены: встретят, обиходят и «выгуляют» по полной программе, с размахом. Потому что из сердца так и не смогли выбросить бывшую родину, которая когда-то не захотела и не смогла их оценить и удержать...

Местный анекдот

Туристка в Храме Гроба Господня интересуется у гида:

- А Иисус там и сейчас лежит?


Елена Карпенко.
Читайте также: