В особняке фабриканта история поселилась навсегда

В этом здании уже более сотни лет живёт сама история.

"Смотрите под ноги!" - предупреждают студенты артёмовского колледжа транспортной инфраструктуры. И вовсе не потому, что скептически относятся к местным тротуарам, а из-за акции "Все дороги ведут в музей", которую они провели на улицах города в преддверии Международного дня музеев. Следуя указателям на асфальте, которые молодёжь снабдила остроумными рифмовками, гости из разных концов города попали в историко-краеведческий музей, отмечающий в этом году 25-летие. А зданию, которое является самым главным экспонатом, уже перевалило за сотню…

Крупнейший промышленник Бахмута "дожил" до извоза

Как и многие исторические здания центра Артёмовска, двухэтажный особняк по улице Малой Харьковской (сейчас Советской) принадлежал местной элите. Построил и поселился в нём человек легендарный, ставший основателем одного из крупнейших заводов "Победа труда".

Сын владельца керосиновой лавки Вениамин Французов, скучая от недостатка клиентов (хотя, судя по объявлению в "Народной газете"  в 1909 году, на складе можно было приобрести не только керосин, но и, например, противогрибковую жидкость для деревянных конструкций), поставил на складе несколько станков для изготовления железнодорожных костылей, которые в народе прозвали "дрыгалками". Как отмечает в своей книге "Бахмут - столица Новой Америки" один из директоров музея краевед Александр Копыл, несмотря на первоначальный скепсис горожан, дело скоро стало прибыльным:

"В начале 1904 года на деньги от продажи костылей Французов приобрёл на северной окраине города участок земли, построил на нём деревянные бараки. Кроме старых, работавших на керосиновом складе "дрыгалок", он установил в бараках ещё шесть костыльных, семнадцать гвоздильных станков-"хлопушек", два волочильных и пять заклёпочных станков. Через сложную систему трансмиссии всё оборудование приводил в движение локомобиль мощностью в двенадцать лошадиных сил".

На новый завод начали набирать людей, преимущественно молодёжь и татар, которые по причине возраста и религии не злоупотребляли алкоголем. Впрочем, на торжестве по случаю открытия завода Французов выставил рабочим несколько вёдер водки. Дела худо-бедно продвигались, однако в 1908 году на заводе случился пожар. Правда, многие подозревали в диверсии самого хозяина, который перед этим застраховал предприятие сразу в двух компаниях. Впрочем, полученные деньги фабрикант пустил на модернизацию завода, численность рабочих которого увеличилась до 150 человек.

Перед Первой мировой Французов разбогател, построил этот особняк, о котором сейчас идёт речь, и купил первый в Бахмуте автомобиль. По словам земляков, Французова, умудрявшегося не останавливать завод при всех "набегающих" в город властях, после окончательной победы красных видели в Ростове, где бывший промышленник "таксовал" на этом самом автомобиле.

Штабы для красных, белых и послевоенные конфеты

Флаги в Бахмуте, который на тот момент был губернским городом, менялись вместе с направлением ветра. И эти флаги, по иронии судьбы, водружались на здании дома Французова, который, по словам современников, был достаточно демократичен в отношениях со своими рабочими, даже спасал некоторых революционеров от преследования полиции.

- Полтора месяца в 1919 году в этом здании располагался штаб обороны Донбасса под предводительством Артёма Сергеева, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене. Потом несколько месяцев базировался белогвардейский штаб то ли Май-Малиновского, то ли Кутепова - оба военачальника времён гражданской войны были в этих местах. В 20-е годы советская власть национализировала предприятия, а особняк стал райсполкомом  Первомайского района (почему-то он тогда не назывался Бахмутским или Артёмовским), а в 1928 году здесь разместился штаб отдельного 80-го конвойного батальона, - рассказал старший научный сотрудник музея Игорь Корнацкий.

Ближе к страшным годам репрессий в этом здании уже не просто работали, но и жили конвоиры, этапирующие заключённых в места не столь отдалённые. Сын одного из офицеров вспоминает то время:

- В 32-м мы приехали в Артёмовск. Мой отец, Ефим Прохоров, служил заместителем командира батальона. Воинская часть находилась в районе завода "Победа труда", а весь комсостав с семьями, в том числе и мы, жили в этом доме, где находится музей. Сначала на первом, потом на втором этаже, - вспоминал сын зам. комбата Константин Прохоров.

Музейщики нашли фотографию батальона, который десять лет квартировал в их здании.

Музейщики нашли фотографию батальона, который десять лет квартировал в их здании.

Что было в здании во время оккупации, достоверно неизвестно, однако сразу после войны здание пришлось восстанавливать работникам геофизической экспедиции:

- Исполком выделил нам разрушенное здание, мы там стали жить вместе с крысами, которых были сотни. Несмотря ни на что, мы здание восстановили, начали работать, - написала в своих воспоминаниях Елена Васильченкова, которая проработала всю жизнь в этой экспедиции картографом.

А послевоенное поколение детворы запомнило леденцы в большом продуктовом магазине, который несколько лет находился на первом этаже здания:

- В 1945 году я пошёл в школу, которая находилась на улице Артёма напротив техникума. И по пути домой обязательно забегал в эту лавку, где директором, сразу после демобилизации, работал мой дядя Трофим Жданов. В старшие классы я ходил уже в школу Горького, и в этот район как-то не попадал, тем более что дядя стал директором другого магазина - "Мясо-рыба" в центре, - вспоминает Эдуард Валковинский, постоянный читатель "Донбасса" из Енакиева, который родился и вырос в Артёмовске.

Золото для апробации возили в дамских сумочках

Это, конечно, звучит странно, но в самом древнем городе Донецкой области до 1989 года не было государственного музея. Старики говорят, что до войны музей был, там экспонировалась даже настоящая казацкая пушка, которая заряжалась ядрами. Но от него, увы, ничего не осталось - всё погибло во время военных действий. Надо отдать должное активистам, много лет занимавшимся сбором экспонатов для музея, который получил статус народного.

- Инициатором создания такого музея стала известный артёмовский педагог Нина Викторовна Винк. Вначале  вся экспозиция умещалась в её чёрном портфельчике, но постепенно интересных экспонатов становилось всё больше. Я жил в районе Забахмутки, и там, где был крепостной вал Крымского бастиона, удавалось находить очень интересные вещи - монетки, домашнюю утварь. Отец и брат собирали коллекцию денег - бонов. Потом из этих купюр была составлена целая коллекция, - вспоминает один из активных создателей музея Игорь Адамов.

Правда, с местом для народного музея было много проблем: Нине Винк предложили здание закрытой церкви, но та отказалась, как говорит Игорь Адамов, "чтобы старые люди вслед не плевали". Потом "потеснили" редакцию местной газеты "Вперёд". А в 1983-м предложили нынешнее здание, в котором в трёх комнатах поначалу просто разместили несколько стеллажей. В холодном помещении дежурили два хранителя.

- Перед нами поставили задачу - расширять музей. Как, за какие средства? И тогда поступило предложение - закрепить за каждым залом предприятие или учебное учреждение города. Так появились замечательный зал природы Артёмовского района, который создал вместе с учениками из клуба "Эколог" школы №11 Анатолий Каменецкий, удивительные экспонаты старинного Бахмута второй половины XIX, собранные учителем истории школы №7 Верой Ковалёвой, зал ВОВ,- бережно наполненный Лилией Беллер, литературные экспозиции от учителя школы №3 Нины Помазановой и многое другое. Под руководством первого директора музея Сергея Татаринова здесь собрались настоящие энтузиасты, память о которых тоже нужно обязательно сохранить, - считает Владимир Сутковой, который на закате Советского Союза работал в исполкоме.

В 1989 году музей торжественно открыли. И уже четверть века здесь хранится история старинного города. О том, как было трудно, но безумно интересно создавать историко-краеведческий музей, на 25-летнем юбилее рассказывали бывшие и нынешние сотрудники: и как ценнейшие экземпляры среди мусора находили, и как упрашивали передать в музей уникальные семейные реликвии.

Нынешний директор музея Марина Семенкова рассказывает, что приходила сюда ещё школьницей.

Нынешний директор музея Марина Семенкова рассказывает, что приходила сюда ещё школьницей.

- А некоторые официально завещали музею свои богатства: например, трёхъ­ярусную вазу для фруктов мы получили именно так. Изделия из драгоценных металлов мы обязательно должны были проверить в Харькове, где нам выдавали подтверждающий сертификат. Но в те 90-е годы было очень бедно, поэтому добирались часто на чём придётся, ни о какой охране не могло быть и речи. Едешь на какой-то заводской машине, а в дамской сумочке - два килограмма золота на апробацию. Страшно, но что делать? - вспоминает многолетний хранитель фондов музея Светлана Радюк.

Сейчас артёмовский государственный историко-краеведческий музей - один из лучших в области. Коллективу удалось не только сберечь коллекции и площади (увы, многие городские  музеи Донбасса вынуждены "уплотняться", сдавая площадь, чтобы выжить), но и активно развиваться: благодаря участию в грантовых проектах модернизировали выставочные залы, провели реконструкцию уникальных экспонатов. Стараются привлекать молодёжь: организовывают различные интерактивные выставки и акции, квесты и необычные презентации, чтобы подрастающее поколение полюбило историю своего края так, как любят её они.


Елизавета Гончарова.
Читайте также: