Проверки переселенцев на дому отменены? Вы это серьезно?
Примерно неделю назад, а именно 5 июля пресс-служба Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) сообщила, что Киевский апелляционный административный суд решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие внутренне перемещенных лиц проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) на дому.
Это – победа!
«С учетом требований ч.2 ст.19 Конституции Украины, это означает, что ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», – резюмировали в УХСПЧ.
Не скрывали своего торжества и другие правозащитные общественные организации. «4 июля 2018 года без преуменьшения стоит переименовать в День справедливости. Практически два года судебных разбирательств, но результат того стоит», – заявили по этому поводу в организации «Донбасс-SOS».
В принципе, эпическая судебная битва правозащитников с правительством была больше известна переселенцам как судебная тяжба за отмену печально известного постановления правительства №365* «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года. Хотя в комплекте с ним были приняты и другие документы, регулирующие процесс.
Самое нелюбимое постановление
Постановление №365 утверждает два действительно спорных с правовой точки зрения механизма. Первый – порядок назначения переселенцам всех социальных выплат (включая пенсии, которые почему-то чиновники также относят к таким выплатам), второй – порядок контроля за этими самыми выплатами. Если коротко и по сути, то смысл в том, что все выплаты переселенцам, включая пенсионные, юридически привязываются к справке ВПЛ. Отмена этой справки автоматически означает потерю переселенцем права получать такие выплаты.
Дальше все очень просто: украинцы, имеющие справку ВПЛ, получают одноименный статус и (если говорить совсем прямо) поражение в некоторых гражданских правах. Одно из таких поражений – необходимость регулярно проходить проверки по месту постоянного проживания, которые проводятся представителями органов социальной защиты, других органов власти или учреждений.
Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания или его отсутствие. Если переселенец отсутствует, то он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат. Основание – то самое знаменитое постановление №365.
С момента явления миру этого документа в отношении него было много недовольных. Переселенцев раздражали немалые неудобства и проблемы, создаваемые им. Правозащитников – дискриминационный характер и спорный юридический статус. Но если из-за рубежа ограничились в основном вербальной критикой, то отечественные общественные организации подали на правительство в суд. Это случилось еще в сентябре 2016 года.
По понятным причинам, суд неоднократно откладывался, переносился и затягивался всеми иными способами. Судьям с одной стороны не хотелось ссориться с правительством (и легко угадывающимся в этом вопросе за их спиной президентом), а с другой – не хотелось подписываться под откровенно незаконными действиями.
Что сказал суд? На самом деле…
Однако, так или иначе, но сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск и отменил нормативные акты Кабмина, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А затем, после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение. И, по словам правозащитников, оно вступило в законную силу.
Что же признано судом незаконным и «не соответствующими правовому акту высшей юридической силы» в действиях правительства? Все же термин «суд отменил», мягко говоря, несколько некорректный.
Были признаны не соответствующими закону четыре пункта Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам (утвержден постановлением №365). По сути, все четыре пункта касаются обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания. А именно:
п.7. Для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица;
п.8. По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними внутренне перемещенными лицами и в определенных законодательством случаях – их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
п.9. Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения информирует внутренне перемещенных лиц об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства/пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту проживания/пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности;
п.13. Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановлении) социальной выплаты.
Одновременно судом признан неправомерным и 10-й абзац п.1 Постановления КМУ №637** «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014. Звучит он так: возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк») на основании решения комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, образованной районными, районными в гг. Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов в соответствии с Порядком осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 2016 года N365 (абз. 8 п. 1 Постановления № 637).
Ну, и… что?
В этом месте у многих переселенцев логично возникает вопрос: «Ну и что теперь будет»? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Потому, что однозначного ответа на него… пока нет.
«Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил пару дней назад глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря.
Попутно он напомнил, что «в 16-й раз» в повестку дня парламента не включен законопроект №6692, который касается права на получение пенсий, в первую очередь, переселенцами и гражданами Украины, которые находятся в зоне конфликта.
Здесь обращает на себя внимание юридически правильная постановка вопроса: не суд уже все отменил своим решением, а само правительство на основании решения суда должно изменить или отменить. Ну, или… не менять и не отменять.
В этой связи обращает на себя внимание комментарии независимых (от данного судебного дела) юристов. Почти никто из них не берется однозначно говорить о том, как именно дальше будут развиваться события.
В теории, ситуация выглядит интересно. С одной стороны, суд признал проверки по месту жительства ВПЛ незаконными, с другой – без таких проверок те же самые ВПЛ не имеют права получать никакие социальные выплаты и пенсии. Ведь согласно действующим постановлениям правительства, переселенец обязан постоянно подтверждать свое реальное место жительства. О-как!
Варианты без вариантов
По мнению юристов, события могут развиваться в нескольких возможных направлениях:
правительство быстро утвердит новый порядок выплат переселенцам без постоянных проверок по месту жительства и сотрудники управлений труда и социальной защиты населения будут руководствоваться уже этим новым порядком. Вариант идеальный, но совершенно фантастический;
правительство начинает, не спеша, разрабатывать новые правила и процедуры пенсионных и социальных выплат переселенцам. До введения новых правил в действие все выплаты ВПЛ… приостанавливаются. Подобный шаг вполне в духе нынешнего правительства. Кроме того, что-то похожее уже было, когда произошла отмена обновляемого каждые полгода штампа в справке ВПЛ. Как известно, тогда все выплаты тогда были блокированы несколько месяцев. Вариант самый жесткий, но вполне возможный;
правительство не будет лишний раз «дразнить собак» всеобщей остановкой выплат. Оно примет новый порядок и процедуру выплат… очень похожие по сути на те, которые суд признал незаконными. Правозащитники «взвоют» и снова подадут на них в суд, который опять может продлиться несколько лет. Все это время будет действовать то, что они приняли. Самый вероятный вариант;
правительство просто проигнорирует решение суда и все оставит как есть. А почему нет?
Ключевой момент здесь в том, что все же выплаты осуществляет правительство, а не суд. Как бы цинично это не звучало. А настроения правительства угадываются легко.
Проверки лучше… проходить
«Отмена Киевским апелляционным административным судом проверок внутренне перемещенных лиц – большая победа гражданского общества. Однако государство, вероятнее всего, обжалует его в кассационной инстанции. Однако, это решение уже вступило в силу, и пока что оно будет оставаться в силе, даже если будет оспариваться в высших судебных инстанциях», – заявил программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.
Но куда интереснее другое. Отменены ли обязательные проверки переселенцев по месту постоянного проживания? Не будет мудрствовать лукаво. Послушаем представителя истца, выигравшего суд против правительства по этому поводу.
«С точки зрения верховенства права, если какой-то нормативный акт был отменен решением суда, то он не работает и органы соцзащиты уже не имеют права проводить эти проверки. Но мы еще не живем в правовом государстве, и для чиновника решение суда не имеет силы. Пенсионерам из числа ВПЛ все же следует… проходить проверки, если органы власти будут требовать их прохождения. Однако, если все же пенсия будет заблокирована в связи с не прохождением проверки, то граждане имеют все основания обращаться в суд с «выигрышным иском», – сообщил юрист Центра Стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Чекарев.
Ну что тут можно добавить?
Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»