Чудо на двух колёсах. Сегвеи в Донецке: сколько стоят и куда на них можно уехать
В Донецке стали появляться люди, катающиеся на диковинных двухколёсных устройствах. Чаще всего их можно увидеть в парке возле "Донбасс Арены". Эти устройства называются сегвеи и представляют собой относительно новый для Украины вид не только развлечения, но и транспорта.
Упал - получи подарок
Об альтернативном средстве передвижения "Донбассу" рассказал инструктор по использованию сегвея Олег Камеристый:
- Это электрический самобалансирующийся самокат с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя. Купить его может любой человек, достигший 14 лет, поскольку продавцы приравнивают их к велосипедам. А вот документы на право собственности оформляются как на автомобиль, ибо устройство очень даже недешёвое.
Действительно, стоимость такой "игрушки" - почти семь тысяч евро, что отнюдь не добавляет популярности сегвеям.
В мире их используют, в основном, в крупных корпорациях вроде "Google" и "Microsoft", где сотрудникам нужно перемещаться на большие расстояния. В Украине, по словам инструктора, использование таких устройств только набирает обороты: в Днепропетровске ввели милицейское патрулирование парков на сегвеях, а также транспорт используют для нужд производства в некоторых отечественных компаниях.
Интересно, что в различных странах сегвей приравнивается к велосипеду или мопеду, но разработчики позиционируют его как электроскутер. В действительности же он является чем-то средним. Он предельно прост в управлении и относительно безопасен. По устойчивости это устройство куда лучше любого двухколёсного транспорта. По словам инструктора, в Польше даже проходил конкурс: кто сможет перевернуть агрегат назад, тот его выиграет. Все участники ушли без призов. Так что практически каждый начинает уверенно управлять сегвеем без опаски уже через две-три минуты после теоретического экскурса.
- Пользоваться сегвеем сможет даже ребёнок, - говорит Олег. - Единственные ограничения - рост не менее 140 сантиметров и вес от 35 килограммов. Аппарат точно реагирует на любое движение тела, а упасть с него практически нереально. Несколько раз в секунду устройство контролирует ваш баланс. Даже если вы ляжете на руль всем телом, он просто разгонится до максимальной скорости - 20 километров в час.
Позор Буша и гламурный Ferrari
Интересные факты о сегвее:
- 27 сентября 2010 года глава компании "Segway" Джими Хэселден разбился, объезжая на самокате собственного производства свои владения в Северном Йоркшире. Миллионер не справился с управлением и сорвался с обрыва в реку Варф.
- "Президент Буш упал оттуда, откуда упасть невозможно", - такими заголовками пестрели газеты в июне 2003-го. Главнокомандующий военными силами США запрыгнул на "чудо техники", держа в руке теннисные ракетки, а потом завалился направо и упал. За действом невозмутимо наблюдал отец президента, следуя за ним на втором сегвее.
- Компания "Segway" решила заработать, объединившись с итальянским флагманом автомобилестроения Ferrari. В 2007 году был выпущен ограниченный тираж специальных моделей. Производители были уверены, что на огненном Ferrari Segway с фирменным знаком итальянского концерна рассекать пространство будет намного приятней, чем на обычной модели электроскутера, так что запросили за него на пять тысяч долларов больше, чем стоит обычный сегвей. Уже через несколько месяцев после выпуска в продаже не осталось ни одной модели.
Маленький, да тяжёленький
Уехать на сегвее можно очень даже далеко - без подзарядки он преодолевает 40 километров. В устройство встроены два двигателя и два комплекта аккумуляторов. Как только аппарат разрядится, нужно просто поменять батареи. Другое дело, что по городу сложно передвигаться: преградой станет любой высокий бордюр. Впрочем, владельцы сами могут поставить колёса с большим диаметром. Преодолевать препятствия станет проще, но и аккумуляторы будут разряжаться куда быстрее.
Можно использовать сегвей и для перемещения груза. Правда, специальных креплений в обычной комплектации не предусмотрено, но, опять же, каждый способен внести коррективы. Прикрепил крючки, и вуаля - грузовой транспорт. Вес поклажи в сумме с весом водителя не должен превышать 117 килограммов. В ночных передвижениях тоже никто не ограничен: есть специальные крепления для фар, так что при желании можно освещать дорогу хоть фонариком, хоть фарой.
Помимо этого, огромный плюс сегвея в том, что он экологически чист. Никаких выхлопных газов и других загрязнений окружающей среды. В общем, вещь в обиходе полезная, хоть и со своими минусами, самый главный из которых - цена. Кроме того, его неудобно поднимать на высокие этажи - несмотря на маленькие габариты, вес составляет 48 килограммов. А вот с помощью авто транспортировать можно без проблем. Колёса легко снимаются и помещаются в багажник.
- Для каждого сегвея существует персональный электронный ключ, подходящий только для одного устройства, - сказал инструктор. - Если попытаться "увезти" аппарат без ключа, то он будет "сопротивляться", издавая громкие звуки и тормозя колёсами.
Само собой, после такого диалога не попробовать прокатиться на электроскутере было бы преступлением. Ощущения, надо отметить, невероятные! Упасть действительно невозможно, а вот врезаться в кого-нибудь - играючи. Только вот совершить обзорную экскурсию вокруг "Донбасс Арены" вместе с Олегом не получилось - пришли клиенты. Туристы из Ижевска приехали в Донецк всего на день, времени у них немного, а посмотреть хочется побольше. Для этого и создан сегвей.
На дорогах ему не рады
В некоторых странах пользоваться сегвеями запрещено, поскольку на дороге он создает опасность для водителей, а на тротуарах - для пешеходов.
Разрешён ли этот вид транспорта у нас? На этот вопрос ответил декан факультета довузовской подготовки Донецкой академии автомобильного транспорта Анатолий Святенко:
- В правилах дорожного движения сказано, что транспортные средства, имеющие двигатель мощностью не более 4 кВт, приравниваются к мототранспорту. По закону для управления ими необходимо разрешение. Если для тех же скутеров, ставших популярными не так давно, это разрешение в нашей стране выдают, то для сегвеев оно не предусмотрено. Похожая ситуация и с квадроциклами. По всем параметрам они подходят под описание средства передвижения, которым, по идее, можно передвигаться по дорогам города, но на них в Украине запрет. То есть ездить дозволено, но в лесах, полях, парках - где угодно, где нет активного движения транспорта и пешеходов. Что касается сегвея, то у него не предусмотрены стоп-сигналы и поворотники, так что у владельцев проблемы на городских трассах обязательно возникнут.
Как рассказала начальник отдела профилактической работы областного УГАИ Лариса Мартынихина, в Донецке такое транспортное средство на дороге было замечено лишь один раз в районе Дворца спорта "Дружба". Катающуюся по проезжей части женщину видели и на улицах Харцызска.
Вообще, по словам гаишников, использование этих электроскутеров в Украине не отрегулировано. По классификации транспортных средств сегвей ближе к мопеду, а значит, управлять им может каждый, кто достиг 16-летнего возраста и получил права категории А1. В то же время сотрудники ГАИ сегвеистов из-за спорной ситуации штрафовать не будут, а вот профилактическую беседу проведут обязательно.
Досье "Донбасса"
Название Segway происходит от английского слова segue, что в переводе означает "плавно переходить из одного состояния в другое". Сегвей превращает своего владельца из обычного пешехода в продвинутого участника дорожного движения, позволяя ему передвигаться быстрее, дальше и с меньшей затратой сил. Изобретатель и предприниматель Дин Кеймен придумал этот аппарат в 2001 году в надежде изменить представление о привычном способе передвижения.
Александр Бесперстов