Семь Я на Заречной улице
Антонина и Александр из села Веровка Добропольского района сделали ставку на счастливое число, добавив себе сразу целую «пятёрку». И не ошиблись...
Приёмные семьи уверенно становятся одной из надёжных форм воспитания (одобренных государством) тех, кому настоящие родители так и не смогли дать ладу. В районе таких сейчас четыре. В начале августа прошлого года эту статистику пополнили Киселёвы. В конце июня они стали героями традиционного районного праздника «Неповторна материнська доля».
К многолюдью привыкшие
Оба они до того момента успели прожить свои жизни с другими половинками. Тоня, выросшая в семье, где сестёр и братьев было поровну - две и два, не изменила этой статистике тоже - родила и вырастила трёх сыновей и дочку. Саша, правда, «недобрал» - остановился на двоих. Кто знает, может быть, вот так бы и шли по прежней тропинке дальше, дожидаясь внуков. Если бы не встреча в Нововодяном, куда судьба одномоментно забросила обоих - многодетную мать, что в поиске лучшей жизни для детей готова была горы свернуть, и молодого зоотехника. Пришла к нему выписать корову, причём потребовала в категоричной форме: «Дайте такую, чтоб через год был телёнок!» Понятное дело - ребятишкам на молочишко. Оба они не любят вдаваться в сентиментальные подробности той поры. Но не скрывают: видать, что-то щёлкнуло, толкнуло в сердце. Да с такой силой, что спустя девять месяцев их разные дорожки слились в одну. Своих «бывших» злым словом никогда не поминали и искренне рады, что у тех всё тоже сложилось. Тониных детей Саша принял, как родных. И они отнеслись к нему с полным пониманием. Так уж жена их воспитала, что любое решение старших сомнению не подлежит.
- Правда, раньше она меня больше слушала. Теперь всё чаще настаивает: слушай меня. Почему бы и нет, если всё по-делу.
Внучатый... сынишка
Первую проверку на полное понимание прошли лет пять назад. Когда несовершеннолетний сын, встречавшийся с женщиной, неожиданно стал отцом. Ему самому ещё взрослеть и взрослеть, а тут... Какой из него отец. А потом выяснилось, что мать вообще не состоялась. Получив и потратив все деньги по пособию на рождение ребёнка, просто выбросила малыша, как надоевшего зверька, на улицу. Долго не размышляли. Вскоре Артур вошёл в их дом - маленький, плохо говорящий, какой-то перепуганный, предпочитающий, когда нужно побежать быстрее, делать это... на четвереньках, мол, так удобнее. Впрочем, уже очень скоро от старых привычек он напрочь избавился. Сейчас - главный погонщик на выгуле телят. Шустрый, любящий природу, для сестричек - крепкая опора. А их у него - сразу три девчонки, мал мала меньше.
Жилищный вопрос
К тому моменту всей семьёй они осели в Веровке. Старшие выросли, самоопределились, уже сами нашли себе «половинки». Жильё приобрели почти даром, за какие-то три тысячи гривен. Не много было желающих прописаться, считай, в тупике - с одной стороны поле, с другой - глухая балка, в которой остался жалкий намёк на бывшую речку Бычок. Зато какой простор для пастбища, вывода разной живности на подворье и огородных дел. Попробовав себя на предпринимательском поприще (торговую палатку, в которую свозила нехитрые товары - кукурузные палочки да упаковки со жвачкой, Антонина открыла в районе одна из первых), решила, что всё же лучше вспомнить о сельских «корнях» и о профпризвании мужа. С тех пор у них коровы в хозяйстве не переводятся, давая в лучшие времена удой до 50 литров в сутки (Саша обзавёлся постоянной клиентурой, отменные молоко и творог развозит на велосипеде по адресам). Плюс поголовье петушков и кур-несушек. Да собачьи вольеры, в которых службу верно несут три ротвейлера и симпатичная овчарка. В таком пусты
нном месте, где «в гости» любят наведываться лисы, без охраны никак. Лучше уж созерцать фазанов, ёжиков да цапель, что наивно ищут лягушек в тонкой полоске воды.
До недавних пор Александр жил великой мечтой соорудить-таки там ставочек, вернуть родной улице основания для именования Заречной. Но теперь у него планы покруче - его семье нужен дом попросторнее... Но об этом чуть позже.
Подсказали Вера, Надежда и Любовь
Пока вполне хватает квадратных метров. Максимально уютно обустроенных для в одно мгновение увеличившейся семьи. Готовились почти год. Кто из них первым однажды во время надрывной телепередачи «Вера, Надежда, Любовь» предложил: «А давай и мы кому-то поможем, вдруг это наше предназначение?» - теперь не имеет никакого значения. Решение приняли вместе (старшие дети одобрили без оговорок и сейчас всегда на «подхвате», если нужно чем помочь). Обратились в соответствующую службу опеки. И ответ был положительный. Пока оформлялись документы - «учились» на приёмных родителей. Уже зная, что сразу в семью придёт целая стайка: братик и три его сестрички, которых нельзя было «разбивать». Разве что - отделить решением суда от кровных родителей, за пьянками и гулянками забывших о них. На тот момент дети находились в интернате, периодически вводя в шок воспитателей воспоминаниями о своём прошлом, в котором «сухарики ели, и мышки вместе с нами сухарики если».
Признали с первого взгляда
- Знаете, комок к горлу подступил, когда во время знакомства девочки сразу на руки полезли, - признаётся Антонина. - Во второй раз решила держать себя в руках, а они навстречу бросились с криком «мама», чуть с ног не сбили... Мы их из приюта сразу повезли в «Детский мир». Вы бы видели, какие у них глаза были круглые от всей этой детской красотищи. Старую одёжку выбросили в мусорник поблизости. Погрузились в такси всем «табором» и под всеобщий восторг рванули домой. Было ощущение, что новый мир они пытаются не просто рассмотреть, а понюхать и потрогать...
Они - три девочки, старшей из которых - Юле - исполнилось пять, Вике - четыре, Светочке - всего три годика. И Дима восьми с половиной лет. Воспитатели не стали скрывать, что у каждого есть определённые проблемы с развитием. Какие именно - убедились вскоре: дети не могли даже строчку из стихотворения запомнить, грызли ногти, часто болели. «Потрясла даже не стрижка - под ёжика, - вспоминает Саша, - а то, как Вика, которой я сказал подтянуть носочек сзади, не знала, что такое это - «сзади».
В нынешних - аккуратненьких, с чёрными локонами принцессах, кокетливо меняющих заколки на волосах («у мамы их много!»), их уже не узнать. Испытания, которые они прошли с первых дней жизни, постепенно стираются из памяти, как ластиком. В новой - их уже научили играть в игрушки, а не ломать бессмысленно, «узнавать» буквы, складывать пазлы, петь весёлые песенки, «общаться» с компьютером. Пусть всё даётся непросто, но это тот «кислород», который, наконец, дал им возможность дышать полной грудью. Помогать кошке Машке кормить котят, бегать за жёлтыми, как солнышко, утятами. Ухаживать за куклами (у каждой - своя, с персональной коляской). Знать, как пахнет свежеиспечённый хлеб. Мечтать, что когда-то они научатся вышивать так же красиво, как мама. Чувствовать себя частицей единого и неделимого целого - семьи. В которой их никогда не дадут в обиду.
Надежды, как компас земной...
«Мы тебя заберём»... Обидеть, оказывается, можно и этой простой фразой. Услышав её от биологического (какое слово тут ещё подберёшь) отца, как-то решившего проведать, Дима месяц выглядывал в окошко, предвкушая, как они будут кататься на мотоцикле. Плакал... Пришлось даже к психологу обращаться. Но теперь он точно знает, что ждать: исполнится восемнадцать, и ему купят мотоцикл. А до того, если всё получится, настоящий папа обзаведётся машиной и покатает. Права у него уже есть, осталось найти какую-нибудь попроще-подешевле. А то в такси водитель ругается, когда они всей семьёй пытаются поместиться.
Получится - они и в дом побольше переедут, который называется «семейного типа». Потому что родители хотят им ещё братиков и сестричек привести. Чтобы было веселее и радостнее жить...
«Вы взяли их из-за денег!»
С горечью надо признать, что некоторые люди способны бросаться такими словами просто так, чтобы уколоть, взяв под сомнение искренность чувств и устремлений. Киселёвы не первые и не последние из «приёмных», кому довелось их услышать. Ответ для таких злопыхателей у них всегда наготове: «А вы сами попробуйте так «заработать». Кто вам мешает?». После этого, как правило, претензии исчерпываются. Но «денежный аспект» всё-таки стоит вспомнить. Только не в отношении тех, кто расширяет свои семьи, - других, поставивших рождение детей на прибыльный поток. (Сколько там тысяч положено на каждого в геометрической прогрессии)? И забывающих о них, когда выплачена последняя копейка. К слову, женщина, что произвела на свет Диму, Юлю, Вику и Свету (разве её можно назвать высоким словом «мама»?) родила ещё одного...
Елена Карпенко. Фото автора.