"Мы создали экономдвигатели и разрабатываем микроавтомобиль!"

Валерий Банников: «В этой головке цилиндра четырехтактного двигателя, предназначенного для проектируемого нами микроавтомобиля, можно внедрить мое изобретение».

- признался корреспонденту «Донбасса» накануне Дня автомобилиста, отмечаемого в последнее воскресенье октября, обладатель патента на усовершенствованный двигатель внутреннего сгорания, старший преподаватель Донецкой академии автомобильного транспорта (ДААТ) Валерий Банников.

Колесо судьбы

Валерий Александрович за рулем лет с тринадцати. «У отца был «Москвич», так что он меня учил ездить, когда выбирались в деревню к родственникам, - вспоминает Банников. - Там было легко: движения почти нет, дорожные знаки отсутствуют».

Родился будущий изобретатель в Макеевке. Поступил на металлургический факультет Донецкого политеха, а на пятом курсе взял и бросил его. Во многом этому способствовал молодой доцент Эдуард Меликов, читавший дисциплину «Детали машин». Он для второкурсников организовал СКБ (студенческое конструкторское бюро), среди участников которого оказался и Валерий.

- Мы, как это ни странно звучит, учились изобретательству, - рассказывает Банников. - Вроде с этим даром надо родиться. Как такое можно постичь? Оказывается, можно. Уже потом я узнал, что есть даже специальная книга Генриха Альтшуллера по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В общем, мы набирались опыта. И через два года у каждого уже было по четыре-пять изобретений, в основном, конечно, на металлургическую тему.

Когда Эдуарда Николаевича назначили директором Горловского филиала ДПИ, где как раз обучали автомобилистов, он предложил Банникову работу в новом институте, а заодно и доучиться. И Валерий Александрович там и остался. Уже девять лет, как он в ДААТ. Причем является не только старшим преподавателем кафедры «Автомобили и двигатели», но и руководителем конструкторского бюро, которое работает при академии с 2007 года.

Внедрение «зажали»

Автор более 30 изобретений, 61-летний Банников гордится тем, что сумел найти алгоритм для модернизации различных камер сгорания двигателей, благодаря чему обычное с виду авто может удивить других участников движения.

- Началось всё еще в Горловке, где я одно время вел секцию картинга, - объясняет он. - Знаете, маленькие такие гоночные машины, карты, на которых до сих пор иногда ездит Шумахер? Просуществовала она с 1991 по 1993 год. Мы не получили ни литра бензина - время-то было, как и нынче, кризисное. Так что студенты, которые там занимались, приходили со своим топливом. Благодаря спортсменам я и занялся модернизацией камер сгорания в бензиновых и дизельных двигателях. У всех у них очень низкий КПД - порядка 30-40% (тогда как в электродвигателе может быть и 90%!). Зря сжигается топливо, загрязняя атмосферу. А если учесть, что на Земле около 800 миллионов автомобилей, сами понимаете, какой удар получает экология.

Валерий Александрович занимается проблемой более двадцати лет. За это время модернизировал около 150 двигателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. На них до 20% увеличивается мощность, на 10% - КПД, а расход топлива падает на 2-10%. К тому же можно использовать дешевый низкооктановый (А-76 и А-80) бензин.

- Вскоре выяснилось, что еще и ресурс возрастает. Соответствующее подтверждение обнаружилось в трудах московского НИИ, занимающегося проблемами горения, - продолжает Банников. - И ведь что интересно: я не изобретал новую камеру сгорания - просто, поняв, как она должна работать, усовершенствовал существующую.

В результате обновления авто стало значительно резвее, способно конкурировать по динамике разгона со всеми ВАЗовскими моделями, «Ланосами» и «Нубирами», уделывая их даже на затяжных подъемах.

К сожалению, пустить на поток изобретение, позволяющее машине стать экономичнее, мощнее и реже требовать ремонта, не удалось. В свое время Харьковский завод по производству поршней, образующих камеру сгорания, а также Мелитопольский завод, производящий двигатели для «Таврий» и «ДЭУ», заинтересовались ноу-хау Банникова. Однако им нужны были только тонкости технического решения, а не возможность внедрения с участием автора. Пойти на это Валерий Александрович не мог.

Гений в подполье

- Да что я! - горестно машет рукой старший преподаватель ДААТ. - Один мой бывший студент и дипломник оказался настоящим гением. Парень, назовем его Александр, изобрел свой двигатель, который оказался лучше всех существующих сегодня. В нем куда меньше деталей, а КПД - под 60%!

- Вот смотрите, это - двигатель немца Феликса Ванкеля, изобретенный им еще в 1927-м году. - Такие «сердца» сегодня японцы ставят на псевдоспортивных «Маздах». А вот этот, - Банников подводит меня к другому мотору, - был сделан в СССР. Видите разницу?

- Не особо...

- Неудивительно. Есть версия, что люди из комитета госбезопасности поспособствовали, чтобы чертежи двигателя Ванкеля оказались в СССР. Его, по мощности равного «жигулевскому», но в половину меньше и значительно легче, ставили на спецавтомобилях. Так вот, Александр сделал нечто лучшее, решив ряд проблем, с которыми не справился знаменитый немец: большой расход топлива, перегрев, быстрый износ. У донецкого парня всё куда проще и главное - надежнее! К тому же изобретение Ванкеля нельзя сделать дизельным, а донбасское - запросто!

Основная проблема - финансирование. Если Ванкель от изобретения до его доведения до ума работал 30 лет, а спонсировал его знаменитый металлургический промышленник Альфред Крупп, то у нашего Кулибина столь мощной поддержки нет. Александр с двумя единомышленниками построил свой мотор фактически на коленке, в неотапливаемом гараже.

- Впрочем, детали изготавливались на серьезных авиационных заводах, - признается Банников. - Но сейчас всё замерло. Остались расчеты, образцы и надежда, что найдется свой Крупп, который и сам озолотится на идее автогения, и его не обидит... Сотрудничать с зарубежными автогигантами можно, но рискованно: вдруг обманут? Так что приходится действовать очень осторожно. Именно поэтому я не называю фамилию гениального парня.

О гонке перед гаишниками и самолетах

Валерий Александрович ездит на том самом ВАЗ 2101, который купил 35 лет назад.

- Усовершенствовали что-то в нем?

- Ну, естественно! В заводском моторе - модернизированная мной камера сгорания, еще кое-какие новшества. Для меня это автоэкспериментальная база, так что когда был выбор - продать его и взять новое или отреставрировать, я предпочел второе. Уж очень многое связывает меня с этой машиной. Я ведь на ней, с позволения гаишников, выжимал до 160 км в час. Инспектора уверяли, что рассыплется, но всё обошлось.

- Вы улучшили характеристики более 150 двигателей. Где они стоят?

- Часть - у друзей, которые попросили сделать себе такие же, увидев, что я вытворяю на своем авто. Часть - у людей, которые согласились заплатить за подобное удовольствие. Была мысль создать свое предприятие, но потом от нее отказался. Как объяснила одна из моих дочерей, специалист по рекламе, без соответствующей раскрутки ничего не выйдет. А на нее надо уйма деньжищ. Если б они у меня имелись, я бы о фирме и не думал, - смеется Валерий Александрович. - Смущает и недоверие. Объясняешь человеку на пальцах, как что работает, а он приходит и отказывается: мол, поговорил с автослесарем, и тот сказал, что такое невозможно. Как тут делать бизнес!

- Что скажете о донецких транспортных проблемах?

- Ситуация здесь плохая из-за того, что мало дорог, ведущих в город и из него. Нужны объездные, переделки внутренней сети. Что-то глобальное мы, конечно, не потянем, но ведь можно разумно подойти к тому, что имеем. Как я с двигателем. Ведь не менял головку цилиндров на нечто новое, просто привнес свежую струю в уже имеющуюся. Впрочем, наши дороги - это уже дело профильных специалистов.

- Над чем сейчас работаете вне академии?

- Есть люди, которые хотят изменить в лучшую сторону двигатель на... самолете. Этим и занимаюсь в свободное время.

«Букашка» на «бубликах»

Сотрудники кафедры «Автомобили и двигатели», а также одаренные студенты ведут работы по повышению устойчивости, маневренности, управляемости машины. Очень интересен проект микроавтомобиля, который в прошлом году занял второе место на Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ. Компактная «букашка» (длина - 2,5-2 метра, ширина - метр) стоит на трех похожих на бублики колесах с закругленными краями. Подобные используются на скутерах и позволяют наклоняться из стороны в сторону, чего не может сделать обычная машина, колеса которой перпендикулярны поверхности. Водитель и пассажир в микроавто, способном сделать лихой разворот прямо на месте, сидят друг за другом, как на мотоцикле.

Дизайнерские разработки микроавтомобилей (компьютерная графика) студента Виталия Ткаченко.

- Почти все ведущие автомобильные фирмы - «Вольво», «БМВ», «Тойота», «Дженерал Моторс», «Фольксваген» - достигли значительных результатов в создании своего микроавтомобиля, - рассказывает Валерий Александрович. - Ведь всем уже давно понятно, что на велосипеде или мопеде передвигаться по большому городу куда эффективнее, чем на авто, то и дело попадающем в заторы. В Киеве недавно даже соревнование провели - кто раньше доберется из спального района к заданной точке: автомобилист, велосипедист или человек, пользующийся общественным транспортом и часть дороги идущий пешком. В результате в трех заездах по разу победил каждый! Смысл авто нивелируется пробками, выбросами, прочими неудобствами. А проблема парковки? Ведь в Донецке это очень больной вопрос! Одна из альтернатив - микроавтомобиль, который будет весить уже не тысячу кг, а 150-200, сжигать меньше топлива, разгрузит улицы. Так что экономически и экологически выгодными должны быть и двигатели, и сами машины!


Андрей Кривцун.
Читайте также: