Дорожная безопасность по-европейски

Дорожная безопасность по-европейски

Ежегодно в мире в ДТП погибает около 1,2 млн. людей и около 10 млн. получают травмы разной степени тяжести. Благодаря повышению штрафов в конце 2008 года в Украине наметилась оптимистическая тенденция: если в 2007 году в авариях погибало 26 человек ежедневно, в 2008 - 21, то в прошлом году - 14, да и количество аварий в 2009 году сократилось почти на треть. Однако в стране остается самый высокий уровень дорожной смертности в Европе - в прошлом году 113 на миллион человек. Лидируем мы и по другому показателю - 710 смертей на миллион транспортных средств, это в девять раз выше, чем в Голландии, Швеции и Великобритании.                              

Пилотный проект ЕС


«За неиспользование ремней безопасности в новом законе предусмотрен штраф - около 50 гривен, - рассказывает координатор пилотного проекта ЕС по безопасности дорожного движения и главный специалист департамента Евро-2012 Львовского горсовета Оксана Романуха. - Поскольку он небольшой, львовские водители этот момент игнорируют. Да и работники ГАИ на отсутствие ремней часто не обращают внимания. Поэтому, когда к нам обратились руководители проектов ЕС «В поддержку интеграции Украины в трансевропейскую транспортную сеть (ТЕС-Т)» и «Твиннинг по безопасности дорожного движения» с предложением провести в области эксперимент по повышению безопасности на дорогах, мы, не раздумывая, согласились».               

Консультант проекта «ТЕС-Т» Энтони Пирс уточняет: «Мы выбрали Львовскую область, потому что Львов участвует в Евро-2012 и стоит на перекрестке двух европейских коридоров - 3-го и 5-го. Инициируя этот пилотный проект, мы хотели на примере одной области продемонстрировать, как можно улучшить безопасность водителей путем использования необходимых элементов обеспечения дорожной безопасности. В Евросоюзе подсчитали, что одна смерть на дороге «обходится» в 1 млн. евро. А гибнут, как правило, молодые люди, которые могли бы еще работать и приносить пользу обществу. К тому же в 60% ДТП жизнь можно спасти, если использовать ремни безопасности».

«Особенность этого пилотного проекта ЕС в том, что он - малобюджетный, - добавляет Наталья Куприянова, специалист по анализу и исследованиям проекта «ТЕС-Т». - ЕС выделяет деньги только на оплату работы местных и международных экспертов. Это около 6 млн. евро. Кстати, консультировать координаторов проекта будут такие  известные эксперты по безопасности дорожного движения, как доктор Рохит Балуджа из Института обучения безопасности дорожного движения (Нью-Дели, Индия) и представители Венского управления полиции (Австрия)».

Социальная акция

3 марта львовская мэрия объявила открытый конкурс по разработке плакатов для рекламно-информационных кампаний, направленных на ограничение скорости и использование ремней безопасности. Работы принимались до 3 апреля. Лучшие отмечены двумя денежными премиями по 10 тыс. грн.

Социальную рекламу планируют размещать на билбордах - в местах, где чаще всего происходят аварии, а также на телевидении и радио. Оплачиваться она будет за счет спонсорских денег и международных организаций. Планируется также издать рекламные буклеты, которые будут раздавать водителям Львовской области инспектора ГАИ.

По мнению Оксаны Романухи, все эти разъяснительные мероприятия преследуют одну цель - заставить водителей ответственнее относиться к своей жизни. Консультанты проекта подсчитали, что благодаря дополнительной информации и усилению контроля со стороны работников ГАИ удастся увеличить использование ремней безопасности на 20%, а это на 10% уменьшит количество смертельных и травматических случаев.

Тише едешь - дальше будешь

Второй акцент пилотный проект ЕС будет делать на опасность превышения скорости (законом предусмотрен штраф 250 гривен). Потому что именно этот фактор провоцирует более 60% смертельных случаев и 50% травм.

В рамках проекта предусмотрено повышение квалификации инспекторов ГАИ. Они поедут на обучение в Вену. Инициаторы проекта, который будет длиться 9 месяцев, прогнозируют, что благодаря всем этим мероприятиям удастся сберечь до 30 жизней в год и избежать 200 аварий.

«Мы надеемся, - рассказывает Энтони Пирс, - что благодаря помощи Евросоюза во Львове уже в ближайшие месяцы будет разработана новая стратегия по безопасности дорожного движения. Ею смогут воспользоваться и в других регионах Украины. Нужно в целом изменить отношение людей к превышению скорости и использованию ремней безопасности. Ведь каждое несостоявшееся ДТП - это спасенная человеческая жизнь, и, может быть, не одна».


Ирина Романова.
Читайте также: