Мы переносим свои проблемы на дорогу
Даже в праздничный день самым популярным приветствием на донецких дорогах остается «Куда прешься, придурок?» Призвав в помощь обычных водителей и специалистов по правилам дорожного движения, корреспондент «Донбасса» попыталась разобраться, почему же наши водители так ненавидят друг друга.
Хамство - чувство стадное
- По уровню культуры за рулем я бы поставил нашим водителям двойку, - говорит преподаватель автошколы Олег Шишкин. - В большинстве случаев отношение на наших дорогах - хамское. Поголовное нарушение правил дорожного движения стало нормой. Но такое ощущение, что и этого мало, водители постоянно стремятся как-нибудь насолить друг другу: не дают совершить маневр, намеренно подрезают, могут крикнуть что-нибудь обидное или показать неприличный жест. А какая ужасная ситуация с мусором на дорогах! То, что все выбрасывают из окон бумажки и бутылки, - это еще полбеды. Так ведь у нас даже колеса умудряются бросать! Пытаешься в темноте припарковаться на обочине - и налетаешь на валяющееся там колесо от грузовика.
Как бы мы ни гордились своим донбасским патриотизмом, но те, кому доводилось пересекать страну на автомобиле, отмечают: в Западной Украине и Киеве водят интеллигентнее, чем у нас. Кроме региональных различий, по статистике, самые недисциплинированные автомобилисты - в возрасте до 25 лет и со стажем вождения от двух до пяти лет. Именно такие водители чаще всего склонны переоценивать свои возможности, игнорировать правила дорожного движения, превышать скорость, не соблюдать дистанцию.
Настоящих «отпетых хулиганов» на дорогах не так уж и много, большинство - это водители с небольшим стажем, которые ездят по принципу «как все, так и я». Новичок выезжает на дорогу, видит, что никто, к примеру, не пропускает пешеходов, и начинает вести себя так же, чтобы не выглядеть белой вороной, а, наоборот, казаться «крутым водилой».
- О какой культуре вождения можно говорить, если даже к учебному автомобилю относятся по-хамски? - возмущается автоинструктор Андрей Витько. - Как только видят учебную машину, просто считают своей обязанностью обогнать, подрезать. Ни дня не обходится без неприятного инцидента. Недавно мы ехали, за рулем была девочка-ученица, и нас в неположенном месте, перед поворотом, начал обгонять КамАЗ, не успел закончить маневр и стал прижимать нас к обочине. Мы едва смогли избежать аварии.
Наши люди живут в вакууме
Почему люди так ведут себя за рулем? Ведь в других сферах жизни мы хоть и сталкиваемся с агрессией, но всё же не столь повсеместно. Может быть, глядя человеку в глаза, нахамить сложнее, чем отгородившись от него пространством своего автомобиля?
- Недавно я минут десять простояла за сломавшимся троллейбусом, и никто не дал мне возможности перестроиться в соседний ряд, - рассказывает дончанка Анна Анищенко. - Тогда я в отчаянии опустила окно и высунула голову, умоляюще глядя на проезжающих. Подействовало! Пропустили сразу.
Конечно, было бы легко объяснить всё тем, что дорога увеличивает межличностную дистанцию. Но проблема в том, что эта психологическая отмазка работает только у нас. В других странах никто почему-то не забывает, что за рулем соседней машины сидит живой человек.
- В Европе люди ездят совершенно по-другому, - утверждает Олег Шишкин. - Во-первых, они неукоснительно соблюдают ПДД, во-вторых, вежливо относятся друг к другу. И этого достаточно, чтобы на дороге была комфортная и спокойная обстановка. Как-то в Германии я попал в пробку, и мне было даже странно, что никто никого не подрезает, не мельтешит из одного ряда в другой, не пытается втиснуться туда, куда нельзя, как это было бы у нас. Такое ощущение, что наши люди живут в вакууме. Каждый сам по себе, сидит в своей машине, и до остальных ему дела нет. Главное, что я успел проскочить, а как там они будут разруливать эту ситуацию, меня не касается. Но дорога - это же часть общества. А в обществе такого быть не должно. Участникам движения нужно взаимодействовать, быть заодно.
Только от жизни собачьей?
Любой автомобилист скажет: чтобы вести себя как в Европе, было бы неплохо, чтобы и дорожные условия у нас были такими же. Ведь когда через каждые пять метров нужно объезжать ямы, а за кустом притаились гаишники, которые стремятся не помочь водителю, а подловить его на какой-нибудь ошибке, тут уж не до правил хорошего тона.
- Европейские водители более спокойные, у них нет агрессии. Даже россияне, и то показались мне более уравновешенными на дорогах. А наши постоянно в напряжении, куда-то спешат, - считает донецкий автомобилист Роман Куртенков. - Наверное, сказывается то, что в стране нестабильность, у всех куча проблем, голова болит, как их решить, вот люди и переносят это на дорогу.
А тем временем на карте мира есть и такие места, где водители стремятся быть вежливыми... даже в ущерб правилам дорожного движения. Автор этого материала, будучи в Израиле, подошла к перекрестку, и все автомобили тут же остановились, хотя (внимание!) для них горел зеленый свет, а для пешеходов - красный. Как выяснилось, так поступают во многих туристических странах, потому что водители знают - пешеход с большой долей вероятности может оказаться туристом, а туристу нужно создавать все условия. Там люди мыслят совершенно по-другому: они понимают, что турист - это чья-то прибыль, чья-то прибыль - это налоги, а налоги - это хорошие дороги. У нас же такой цепочки не существует. Люди не видят от государства отдачи, не видят результата, и поэтому никому ни до чего нет дела.
Впрочем, начинать, как известно, нужно с себя. Отдельно взятый водитель не может повлиять на ситуацию в стране. А на свой стиль вождения - может! Давайте попытаемся начать лояльнее относиться к соседям по пробке или блондинке за рулем - вдруг сами себя больше зауважаем?
Алиса Сопова.