Отмена техосмотра в Украине: за и против
13 августа 2011 года вступил в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок" (Закон).
Основным событием, связанным с принятием этого Закона, стала отмена обязательного техосмотра для частных авто. Закон прямо предусматривает, что обязательному техническому контролю не подлежат: 1) легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие, приравненные к ним транспортные средства, — независимо от срока эксплуатации; 2) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до двух лет.
Водители отмечают, что в той форме, в которой осуществлялся техосмотр последние годы, процедура вовсе не нужна, поскольку, как они считают, реальной пользы и реального техосмотра почти не было. Признали это и Президент, по инициативе которого и был разработан вышеупомянутый Закон, и Верховный Совет Украины, который его принял.
Юрий Мирошниченко, представитель Президента в Верховном Совете, отметил, что техосмотр, фактически превратившийся в источник коррупции, не носил характера предотвращения каких-то отрицательных явлений на дороге, а стал источником взяток.
Неоднозначно и в большинстве случаев критически к Закону относятся эксперты. Свое мнение они мотивируют тем, что техосмотр, как бы некачественно он не проводился, хоть как-то дисциплинировал водителей и заставлял их следить за состоянием своего авто. Теперь же все это останется, как они отмечают, без внимания и без контроля, поскольку проявиться это сможет лишь в случаях выявления таких нарушений непосредственно на дороге представителями ГАИ или другими уполномоченными лицами. А вне таких случайных выявлений останется множество нарушений.
Кстати, как отмечают страховые эксперты, неправильно выдавать полис на авто, не зная, исправно ли оно. Раньше страховая компания сразу, видя определенную неуверенность, могла инициировать проверку на исправность и безопасность. Теперь это будет невозможным и даже незаконным.
Вместе с тем Президент инициирует ряд поправок к действующему законодательству о страховании. Согласно им, получить полис без прохождения технического контроля будет невозможно. Другими словами, все остается так же, только если раньше автомобилист платил ГАИ, то теперь — частным сервисным станциям.
На данный момент Законом предусмотрено, что договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю согласно Закону Украины "О дорожном движении", заключаются страховщиками при условии прохождения транспортными средствами обязательного технического контроля, если они, согласно протоколу проверки технического состояния, признаны технически исправными. Договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств заключаются на срок, не превышающий срок очередного прохождения транспортным средством обязательного технического контроля соответственно требованиям Закона Украины "О дорожном движении". О заключении такого рода договоров страховщики должны уведомлять соответствующие компетентные органы.
Договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заключенные до вступления в силу этого Закона, действуют до истечения срока их действия. Транспортные средства, прошедшие государственный технический осмотр до вступления в силу этого Закона и в соответствии с Законом Украины "О дорожном движении", подлежащие обязательному техническому контролю, впервые проходят обязательный технический контроль после истечения срока действия талонов государственного технического осмотра.
Вместе с тем предполагается и удешевление самой процедуры прохождения техосмотра (для соответствующих субъектов). Это все потому, что в цену не будет входить стоимость пластикового талона и транспортного сбора, а экспертная проверка будет намного уже. К тому же частные СТО, конкурируя между собой, будут выставлять максимально низкие цены за услуги техосмотра.
В то же время имеет право на существование и противоположное мнение специалистов, которые отмечают, что огромным негативом может стать умышленная договоренность собственников частных СТО между собой об установлении конкретной минимальной цены на прохождение техосмотра, которая будет несправедливой и сильно "заглядывающей" в карман владельцев авто, а для собственников СТО она будет приятно хрустящей.
Итак, единого мнения нет. Результаты покажет время.
Вместе с тем с отменой прохождения техосмотра предполагаются и некоторые другие поправки и изменения, как связанные с отменой техосмотра, так и не связанные. Так, отменена ответственность за отсутствие талона техосмотра. Тем не менее законодательство и далее сохраняет ответственность за управление водителем транспортным средством, имеющим неисправности системы тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми, по установленным правилам, эксплуатация его запрещается, или переоборудованным с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов.
Но каким образом будут обнаруживать прямо на дороге такие неисправности? Ответ простой. По результатам тендера 1 июля МВД заключило соглашения на общую сумму 13 540 000 грн на закупку микроавтобусов, в том числе мобильных станций для диагностики состояния автомобилей, в частности их тормозов, тонирования и отработанных газов.
Но зачем было отменять прохождение техосмотра транспортных средств, если теперь работники ГАИ будут иметь возможность в любое время инициировать и самостоятельно осуществить такой осмотр авто? В данном случае законодателю следовало бы четко урегулировать порядок осуществления такого осмотра работниками ГАИ, поскольку действующее законодательство ответа не дает. Даже последние изменения (Закон, которым отменен техосмотр) в Закон Украины "О милиции" (подробнее — ниже) предусматривают лишь проверку документации и остановку транспортных средств в конкретно предусмотренных случаях (в том числе в случае наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства). Тем не менее предполагается лишь остановка, а не порядок осуществления соответствующей проверки технического состояния авто.
Некоторые юристы даже советуют обращаться к уполномоченным лицам (прокуратуру и т.п.) с жалобами на работников ГАИ на основании статьи 365 Уголовного кодекса Украины (превышение власти и служебных полномочий) якобы за незаконно проведенный техосмотр авто. Я лично не советую совершать таких действий, поскольку как специалист в области юриспруденции усматриваю в законодательстве возможность осуществления такого осмотра на законных основаниях. Так, хотя ни Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), ни другое законодательство не содержат конкретного исчерпывающего ответа на этот вопрос, все же вышеупомянутый Кодекс содержит нормы относительно проведения личного досмотра и осмотра вещей. Я считаю, что техосмотр транспортных средств следует считать видом осмотра вещей. Хотя целесообразно было бы более детально урегулировать такие отношения.
Так, статья 264 КУоАП предусматривает порядок осуществления личного досмотра лица и осмотра вещей (в том числе авто, которое, согласно Гражданскому кодексу Украины (ГК), следует считать вещью). Осмотр вещей может производиться лишь уполномоченными на то должностными лицами. Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и лова рыбы, полученной продукции, транспортных средств и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. В неотложных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре, осмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Так, водителю остается лишь следить за законностью такой процедуры (протоколирование, личное присутствие и т.п.). Хотя, очевидно, законность все равно будет неоднократно нарушаться, как, например, нарушается при общем осмотре и обыске транспортного средства.
Законом предусмотрена и ответственность за нарушение порядка выдачи документа о технической исправности транспортного средства и специального знака государственного образца о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, что, предполагается, хоть немного приостановит совершение нарушений и коррупцию. Рациональным считается и отнесение таких дел к компетенции судов, что повысит эффективность как при рассмотрении такого рода дел, так и при вынесении решения по ним, поскольку суды более объективно рассматривают дела, чем компетентные лица других правоохранительных органов (ГАИ и т.п.). Это подтверждается и практикой рассмотрения таких дел вышеупомянутыми органами, сложившейся в нашем государстве (раньше такие дела рассматривались и решались правоохранительными органами, а именно — работниками ГАИ и т.п.).
Тем не менее за ГАИ оставлены полномочия по составлению протоколов о правонарушении в таких делах. Размер ответственности за нарушение условий соблюдения технической исправности транспортного средства самими водителями остался в тех же рамках, что и раньше.
Фактически вышеупомянутым Законом был отменен и дорожный лист. Тем не менее, практики (особенно бухгалтеры) говорят, что он еще долго будет существовать, поскольку является актом первичного учета на предприятии, а потому играет важную роль и необходим для нормального функционирования предприятия. Хотя не исключается и тот факт, что изменения в законодательстве относительно дорожного листа повлекут за собой новые изменения, и урегулирование отношений относительно дорожного листа будет осуществляться по-новому.
Еще одним интересным фактом оказалось наложение штрафов работниками ГАИ на водителей за отсутствие талона техосмотра до вступления в силу Закона, но уже после его принятия. Причиной "неиспользования" соответствующего талона водителями стала информация в СМИ уже через 2 дня после принятия Закона о том, что работники ГАИ уже не будут штрафовать водителей за отсутствие талона техосмотра. Из анализа законодательства усматривается, что работники ГАИ имели законные основания для штрафов. Но в любом случае, в соответствии с Конституцией Украины, законы Украины по общему правилу обратного действия не имеют, тем не менее, Закон, которым смягчается или отменяется ответственность, имеет обратную силу, а потому после вступления в силу Закона наложенные на водителей штрафы уплачиваться не должны. Помимо вышеупомянутого, Закон предусматривает еще одно довольно весомое изменение в существующие правила. В последнее время вокруг этого вопроса часто разгораются дискуссии. Основная проблема заключается в том, что законодатель минимально (в двух-трех предложениях) и частично с нарушениями законодательной техники раскрыл суть нововведений в вышеупомянутом Законе.
Как известно, для осуществления управления транспортным средством другого лица при его отсутствии на Украине необходимо наличие нотариальной доверенности на право осуществления такого управления и некоторые другие документы (водительские права и т.п.). В каждой стране существует свой порядок и условия осуществления такого управления. Так, одни ограничиваются выдачей лицу, которое будет управлять транспортным средством, технического паспорта, другие — регистрационного свидетельства или же собственноручно написанной доверенности (или заключенного в простой письменной форме договора займа или другого договора) и т.п.
По-новому попробовала урегулировать этот вопрос и Украина.
Во-первых, как уже отмечалось, фактически вышеупомянутым Законом был отменен дорожный лист. Во-вторых, вышеупомянутым Законом было исключено слово "доверенности" как основание законного владения (пользования) транспортным средством из пункта 1.6 статьи 1 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". А также часть 4 статьи 828 ГК после слов "заем транспортного средства" дополнена словами "кроме наземных самоходных транспортных средств". Попробуем проанализировать эти изменения в законодательстве.
Статья 828 ГК предусматривает форму договора займа. Часть 4 этой статьи устанавливает, что договор займа транспортного средства, в котором хотя бы одной из сторон является физическое лицо, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Теперь, учитывая изменения в законодательстве, эта норма не распространяется на наземные самоходные транспортные средства, следовательно, такие договоры не подлежат как минимум нотариальному удостоверению. К тому же статья 209 этого же Кодекса предусматривает, что нотариальное удостоверение сделки необходимо лишь в случаях, установленных Законом или договоренностью сторон. Но, как отмечалось выше, такая норма Закона была отменена.
Анализируя действующее законодательство (в частности, статьи 208, 209, 828 ГК), можно сделать вывод, что договор займа самоходного наземного транспортного средства следует совершать в следующей форме: между физическим и юридическим лицами, а также между юридическими лицами — в письменной форме; между физическими лицами — в письменной форме, если сумма договора превышает в 20 и более раз размер не облагаемого налогами минимума доходов граждан (в других случаях якобы в устной форме).
Возникает следующая проблема: как правило, договоры займа не содержат суммы договора и являются безвозмездными (в юридическом понимании). Вместе с тем часть 1 статьи 828 этого же Кодекса предусматривает, что договор займа вещи бытового назначения между физическими лицами может заключаться устно. Возникает вопрос: можно ли наземное самоходное транспортное средство считать вещью бытового назначения? Вряд ли... К тому же в статье сказано, что договор "может" заключаться устно, а не "должен". Поэтому рациональным будет заключение договора займа наземного транспортного средства между физическими лицами в письменной форме. Но необходимо выяснить, что понимается под "письменной" формой договора.
Так, статья 207 ГК прямо устанавливает требования к письменной форме сделки (которой и является договор займа):
— сделка считается совершенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны;
— сделка считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или другого технического средства связи;
— сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписана ее стороной (сторонами);
— сделка, совершаемая юридическим лицом, подписывается лицами, уполномоченными на это его учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства, и скрепляется печатью.
Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронно-цифровой подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях, установленных законом, другими актами гражданского законодательства, или по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов их собственноручных подписей. Если физическое лицо в связи с болезнью или физическим недостатком не может подписаться собственноручно, по его поручению текст сделки в его присутствии подписывает другое лицо. Подпись другого лица на тексте сделки, удостоверяемой нотариально, заверяется нотариусом или должностным лицом, имеющим право на совершение такого нотариального действия, с указанием причин, по которым текст сделки не может быть подписан лицом, ее совершающим. Подпись другого лица на тексте сделки, относительно которой не требуется нотариальное удостоверение, может быть удостоверена соответствующим должностным лицом по месту работы, обучения, проживания или лечения лица, его совершающего.
Как свидетельствует практика, наилучшим случаем считается закрепление условий договора в документарной форме с подписями сторон или стороны (например, расписка, двусторонний письменный договор и т.п.).
Интересен также сам термин "самоходное наземное транспортное средство". С логической точки зрения все понятно. Но суть в том, что действующее законодательство (в том числе Правила дорожного движения) не содержит лаконичного и точного определения этого словосочетания, поэтому приходится его "собирать и скреплять по кусочкам".
Так, в Правилах дорожного движения указано, что механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт.
Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" в пункте 1.5 статьи 1 определяет наземные транспортные средства как устройства, предназначенные для перевозки людей и/или груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов, подлежащих государственной регистрации и учету в органах ГАИ МВД Украины и/или допущенных к дорожному движению, а также ввезенных на таможенную территорию Украины для временного пользования, зарегистрированные в других странах.
Закон Украины "Об автомобильном транспорте" определяет автомобиль как колесное транспортное средство, приводимое в движение источником энергии (следовательно, он самоходный), имеющее не меньше четырех колес, предназначенное для движения безрельсовыми дорогами и используемое для перевозки людей и (или) грузов, буксирования транспортных средств, выполнения специальных работ.
Конвенция о дорожном движении, ратифицированная Украиной (следовательно, имеющая юридическую силу и даже высшую, чем законодательство Украины), предоставляет аналогичные отечественному законодательству определения.
До принятия таких изменений пользование транспортными средствами осуществлялось на основании нотариальной доверенности. Доверенность представляет собой представительство (соответственно законодательству). Представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет. Но водитель же по доверенности руководит автомобилем не от имени владельца (который и выдает доверенность), а лично.
Законодательство отмечает, что не является представителем лицо, которое хотя и действует в чужих интересах, но от собственного имени. Анализируя эти нормы, следует отметить, что рациональнее говорить именно о займе транспортного средства, который предусматривает (соответственно законодательству) безвозмездную передачу такого средства в пользование. Если предполагается передача лицу прав, не охватываемых пользованием транспортного средства (например, право снять с учета авто), то в таком случае законодательно правильным будет составление именно нотариальной доверенности.
Также возникает вопрос: как государство будет справляться и бороться с кражами транспортных средств, которые, по мнению специалистов, отныне участятся, что связано с вышеупомянутыми законодательными изменениями? В Законе прямо предусмотрено применение мер по усовершенствованию системы учета данных об автомобилях, находящихся в розыске, и возможность автоматического доступа к этим данным сотрудников ГАИ МВД Украины, работающих на патрульных автомобилях и стационарных постах. Но справится ли с этим государство? Время покажет...
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что, прибегая к таким кардинальным изменениям, Украина старается максимально приблизиться к Европе. Впрочем, реализация этого нуждается в значительных усилиях, в первую очередь со стороны государства. Ситуация достаточно сложная. Предполагается дальнейшая детализация и урегулирование отношений в соответствии с такими изменениями. Теперь основное бремя будет возложено на органы исполнительной власти (начиная с Кабинета Министров и заканчивая обычными работниками ГАИ). Оправданность или ненужность, как уже отмечалось, подтвердит время.
Изменения
Права милиции останавливать ТС
В Закон Украины "О милиции" были внесены изменения, согласно которым останавливать транспортные средства нынче возможно лишь в случае: нарушения правил дорожного движения водителями; отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличия номерного знака, не отвечающего установленным требованиям, закрепленного в не установленном для этого месте, закрытого другими предметами или загрязненного, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 м; наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства; наличия данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения; пребывания транспортного средства в розыске; наличия данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции либо как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий; проведения целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на то государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения; нарушения определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. Работник подразделения милиции должен уведомить водителя о причине остановки транспортного средства, сути совершенного правонарушения.
По материалам: auto.oboz.ua