Три мира Миронова
Сегодня народному артисту России, обладателю множества театральных и кинопремий Евгению Миронову исполняется 45 лет. Свой главный подарок он получил еще 15 сентября, когда была завершена реконструкция в здании, где ранее располагался антрепризный театр Корша, потом - филиал МХАТа. Теперь там - Театр Наций, художественным руководителем которого Миронов является пять лет. Человек удивительно скромный, интеллигентный, даже где-то «неотмирасегошный», он по праву считается одним из лучших актеров нашего времени. «В семье я был приучен довольствоваться тем, что есть, и потому цели просто заработать денег у меня никогда не было… Но я не бессребреник, как артист я имею свою цену, и она достаточно высокая, - признается юбиляр. - Ниже моей ставки я могу согласиться работать, только если снимает режиссер-дебютант, а роль такая, без которой не смогу жить».
ТЕАТР: «Я не могу остановиться»
То, что начиналось с домашних кукольных спектаклей в военном городке Татищево-5 (сейчас поселок Светлый) и школьного драмкружка, стало для Жени делом жизни. Саратовское театральное училище, школа-студия МХАТ, работа в театре Олега Табакова. На подмостках он перевоплощался в Бумбараша, Гамлета, Ивана Карамазова, Фигаро, Калигулу. А в постановке «Рассказы Шукшина» (которую он показал в Донецке в апреле прошлого года) сыграл сразу десять ролей!
- Есть в театре закон странный: нельзя останавливать спектакль, даже если у тебя кто-то умирает. Я играл спектакль в день похорон моего папы. Это было очень тяжело, - вздыхает Миронов. - Геройский поступок, никому не нужный. Но на сцене ты о боли - и душевной, и физической - забываешь. Мы играли спектакль «Калигула» в уникальном месте - под Римом, на античной вилле Адриана, которой много тысяч лет. Я выходил на сцену со сломанной коленкой. Но вспоминал о ней только в антракте. Потому что она резко начинала ныть, как зубная боль. А на сцене ничего этого нет!
Когда ему предложили возглавить Государственный Театр Наций, он бросился в новое дело, как в омут - с головой. Сумел добиться практически невозможного - пройдя горнило бюрократизма и зависти коллег, вдохнул новую жизнь в дом, построенный в 1885 году. При этом сохранил «дыханье старины глубокой» и привнес современные новинки, такие, как сцена-трансформер, которая, по его словам, «может преобразиться, повинуясь любой фантазии режиссера».
- На стройке я немедленно вспомнил все свои «уроки» тюремного языка, которые получил в работе над фильмом «Апостол». Да и оставшиеся с детства знания всплыли тоже, ведь я рос в нормальном российском городе, где разговаривали через слово на таком языке, - откровенничал Евгений. - Но я не мог отступить, хотя признаюсь, что были и такие мысли. И поэтому на упрек Владимира Путина на совещании по строительству: «Женя, тебя же любят миллионы зрителей, а ты превратился в прораба», я ответил: «Во-первых, я не виноват, что артист в нашей стране должен браться за такие дела, как стройка. А во-вторых, раз уж я за это дело взялся, то должен довести его до конца».
И таки довел! Не без помощи правительства и меценатов.
КИНО: ускользающий Николай II
Признание кинозрителей и специалистов Евгений Миронов завоевал после исполнения главной роли в ленте Валерия Тодоровского «Любовь». Было это почти двадцать лет назад. Сейчас на его счету около 40 ролей, в том числе в таких известных фильмах, как «Мусульманин», «Мама», «Дневник его жены», «В августе 44-го…», «Идиот», «В круге первом». От критиков ему здорово досталось за боевик «Охота на пиранью», где сыграл белобрысого злодея Прохора Петровича. Сам артист, впрочем, не считает, что это было снижение планки.
- Мне было очень интересно помахаться шашкой с Машковым, - пожимает плечами Евгений. - Никогда я не соглашаюсь играть то, что мне не нравится. Ни за какие деньги. Даже если это неудачный проект - такое случается - я ни о чем не жалею, потому что пошел туда, зная, почему. Мне хотелось попробовать что-то такое…
В этом году состоялась премьера сериала «Достоевский», где Миронов перевоплотился в знаменитого писателя.
Потрясающее перевоплощение Евгения Миронова в Федора Достоевского.
- Фильм занял очень большой период в моей жизни - почти год. Ярче всего запомнилось, пожалуй, то, что каждый день шла война - со сценарием, неравноценным такой личности. Мы должны были не упустить ничего из того, что интересно: и из жизни, и из творчества писателя. Поэтому с режиссером Владимиром Хотиненко вжились в материал, обложились литературой, мемуарами, письмами, воспоминаниями...
Во время съемок в Баден-Бадене произошел забавный эпизод.
- Я в гриме Федора Михайловича поднимаюсь из гримерки, - рассказывает Миронов. - И слышу на улице такой разговор (а там очень много русских туристов). Женщина говорит, видимо, своему мужу: «Ну, скажи, почему ты не смотришь?! Посмотри: вот дом, здесь наверняка бывал Достоевский. Такое ощущение, что он сейчас повернет из-за угла!» И тут я выхожу из-за угла: «Вызывали?» Ей поплохело…
Он отказался от роли сексуального маньяка в картине Киры Муратовой. Хватило Николая Лебедева в «Змеином источнике».
- Это было в первый и, надеюсь, в последний раз, - качает головой артист. - Я согласился сыграть лишь потому, что придумал ему последние слова: «Маме не говорите...» Несчастный, больной, закомплексованный парень. Я его до мелочей себе расписал: как ходит, как держится, как сидит в своем кабинете.
Что до ролей, о которых мечтает, то это Николай II.
- Так случилось, что когда-то на эту роль меня пробовал Глеб Панфилов, - вспоминает Евгений. - Но фильм рассказывает о последних днях императора, ему там под шестьдесят лет. Не получилось. Николая в этом фильме сыграл Олег Янковский. А недавно мне звонит Жерар Депардье, который снимает «Распутина». И предлагает сыграть Николая II. Я посмотрел сценарий. И не нашел там ничего яркого. Отказался… Теперь у Владимира Хотиненко появилась идея снять фильм к 400-летию дома Романовых. Так что, может быть, там меня ждет мой Николай…
СЕМЬЯ: «С такой любовью можно сделать всё!»
Евгений холост, так что всю свою любовь отдает младшей сестре Оксане (она преподает в созданной ею же детской балетной студии «Шене» при Российском государственном социальном университете) и маме Тамаре Петровне, которой уже 70 лет.
- Какая-то сила, хочу я этого или нет, безусловно, ведет меня по жизни, - подчеркивает Миронов. - Но любовь и понимание близких - это огромная опора, помощь, без которой многое было бы иначе. С такой любовью моих родных можно сделать всё! Это счастье, что у меня такая семья. Но я стараюсь их беречь от негатива, утаивать какие-то проблемы… Многое в жизни переоценил после смерти папы (Виталий Сергеевич умер в 2004 г. - Прим. А.П.) и стал очень бояться за них. Но скрыть мало что удается - они так хорошо меня знают… Мою маму бы в органы, она видит насквозь всё во мне и в сестре. И мгновенно выудит. Да еще и разрулит, если надо. Генеральша!
С любимыми женщинами - сестрой и мамой.
По словам Евгения, Тамара Петровна изначально относилась к их с сестрой воспитанию как к главной профессии своей жизни.
- У нее не было ни друзей, ни подруг, ни работы - по большому счету... Она занималась только нами, - рассказывает он. - Наверное, это неправильно и даже страшно. У меня до сих пор стоит перед глазами картина, как она впервые оставляла меня в Москве. Это было в Быково. Ее, рыдающую и падающую, тащили в самолет, который улетал всего-то в Саратов, а я плакал на заборе, ограждавшем летное поле. Такая была связь. Сейчас я еще больше понимаю, сколько она положила ради меня и что мне никогда не расплатиться... Конечно, это ненормально. Нормальная семья - это на Западе, когда дети в 18 лет отрезаются от родителей, ведут собственную жизнь, встречаются с ними по праздникам и часто порознь с матерью и отцом, потому что родители, вырастив детей, развелись... А у нас вот так. В этом есть свои плюсы и свои минусы, но я благодарен судьбе, которая дала мне таких родителей. Папа бросил работу в Саратове и поехал в Москву, чтобы поддержать Оксану, которая училась в балетной академии… У меня пока нет детей, но я задумываюсь: а я бы так смог? Когда у меня случилась прободная язва, и меня еле спасли, мама бросила всё, жила со мной в общежитии в девятиметровой комнате без мебели. Потом свалилась вторая беда, и она меня выходила. А ведь могла бы в это время жить для себя...
Сила фамилии
- Я очень любил Андрея Миронова и никогда не хотел быть похожим на него, - признается Евгений. - Потому что это невозможно. Это же был человек-фейерверк! Но мне в голову не приходило, что у меня такая же фамилия. Мне-то казалось, что и так ясно: я другой Миронов. Правда, в студенческие годы я этим фамильным сходством пользовался. В общежитии со служебного телефона разрешали звонить только детям актеров. И - мне! Я сначала не понимал, за что такое счастье. Пока бабушка-вахтерша как-то не сказала: «Ты не бойся, мы же всё понимаем. Ты - внебрачный сын Миронова. Похож-то как!».
Запоздалые пляски
- Для меня молодость прошла незамеченной, - уверяет Евгений Миронов. - Я не ощущал праздника жизни: ни дискотек, ни тусовок, ни интенсивного общения со сверстниками. Просто это время был занят другим. И не могу сказать, что без удовольствия. Это был мой выбор. Но вот в период работы над «Гамлетом» и «Борисом Годуновым» мне неожиданно захотелось отрываться. И куда бы мы ни приезжали на гастроли, меня тянуло на дискотеку. Не знаю, откуда брались силы после такого тяжелого спектакля, как «Гамлет», мчаться куда-то и плясать всю ночь... Но я словно хотел добрать то, что от меня уже навеки ушло. Правда, года через три мне это надоело.
Андрей Питонов.