Кикабидзе ловил в тазике рыбу, а Быстрицкая угадывала салат

Майя Калиниченко демонстрирует запись, которую в ноябре 84-го сделал Вахтанг Кикабидзе: «Милые мои! Спасибо Вам за то, что Вы есть! Желаю счастья!».  И пририсовал улыбающуюся автопортретную рожицу.

«Наш Дом - с хорошим, добрым и умным началом. Он озарён любовью к каждому, приходящему сюда», - так говорит о донецком Доме работников культуры Майя Калиниченко, которая возглавляет его уже 43 года. Скорее - живёт им. Накануне Всеукраинского дня работников культуры и мастеров народного искусства (отмечается завтра) мы полистали с Майей Борисовной Книгу отзывов. Огромный красный том, которому, как и Дому, идёт 61-й год, хранит мысли и автографы уникальных людей, бывших его гостями в разное время.

Практически на каждой странице что ни имя, то - личность. В Доме работников культуры, который ранее располагался практически напротив облисполкома, а восемь лет назад перебрался в новое помещение, по правую руку от театра оперы и балета (Артёма, 84а), выступали Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Константин Райкин, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Вия

Артмане, Александр Калягин… Вот размашистые пожелания от «Штирлица» - Вячеслава Тихонова. Тут - поэтические признания в любви от Риммы Казаковой. Приветы от Беллы Ахмадулиной и Зиновия Гердта.

- Знаменитые гости приходили к нам после того, как завершали свои основные выступления. Встречи эти назывались «Когда опускается занавес» и начинались порой около одиннадцати вечера, - рассказывает Майя Калиниченко. - Естественно, артисты приходили уже уставшие. Великолепная исполнительница старинных русских песен и романсов Жанна Бичевская принципиально не взяла гитару. Мол, я всего на часок.

В итоге просидели всю ночь, проговорили обо всём на свете. Причём инициатором этого нерасставания была именно Бичев-ская. Рассказывала, как собирает песни, исполняла их, отбивая ритм на столе.

- А как мы приветили Вахтанга Кикабидзе, который проводил у нас творческий вечер! Узнали, что артист обожает рыбную ловлю. И, кроме прочих подарков, вручили ему удочку. А потом вытащили на сцену огромный таз, где перемешали воду с синькой. Увидеть, что там, «в глубине», гость не мог. Мы предложили ему порыбачить в этом «озере». Он отнёсся к этому с юмором, включился в игру. Ладно, мол, подурачимся… Но, когда крючок за что-то зацепился, стал с таким азартом подсекать, - смеётся Майя Борисовна. - Наконец, вытащил кулёк, а в нём - плотно завёрнутая в пакет великолепная рыбина. Надо было видеть его удивление, радость и признательность.

Незабываемым вышел и творческий вечер Элины Быстрицкой, которая в годы войны совсем ещё девчушкой работала в госпитале, в том числе в освобождённом Сталино (теперь - Донецк), а потом прославилась как актриса («Неоконченная повесть», «Добровольцы» и, конечно, «Тихий Дон»).

- Элина Авраамовна как-то призналась, что знает рецепты 120 салатов. Вот Аллочка Дубильер (тогда она жила в Донецке, а сейчас - директор Московского государ-ственного академического камерного хора) и приготовила ей для дегустации салат из восьми ингредиентов. Быстрицкая не угадала ни одного! Что неудивительно - ведь там были такие редчайшие на тот момент продукты, как киви, авокадо.

«Какого же труда стоила вся лёгкость, с которой был проведён этот замечательный вечер! Спасибо огромное за сердечное добро». Эта запись, оставленная Быстрицкой в Книге отзывов в августе 83-го, пожалуй, наиболее точно отражает атмосферу, которая и сейчас живёт в этом удивительном месте, - сердечное добро.

- К сожалению, в последнее время у нас практически не бывает так называемых звёзд, - признаётся Майя Борисовна. - У каждого появились директора, продюсеры, вести переговоры с которыми очень тяжело. Нам однажды выставили такую цену за встречу, что мы только руками развели... А ведь ни один из тех, чьи имена хранит Книга отзывов, не поднимал финансовый вопрос. Я считаю, что, когда мы начнём платить знаменитостям за выступление или сами брать деньги с посетителей, наш Дом потеряет самое главное - душу.

В штате - 14 и... сотни

Наш Дом работников культуры (некогда областной, а теперь - городской) был одним из 14, разбросанных по просторам всего СССР. Сейчас функционирует лишь он и Центральный дом работников искусств в Москве. Пережив череду кризисов, это место сохранило свою душу и всегда открыто для тех, кто умеет её чувствовать. В месяц здесь проводят около 20 мероприятий: презентации книг, конкурсы (молодых композиторов, художественного слова, прозы и поэзии, вокальные), мастер-классы, разнообразные выставки, творческие встречи, тематические вечера, литературные, православные и музыкальные гостиные.

- То, что у работников культуры в нашей стране одна из самых низких зарплат, не делает чести ответственным за это, - вздыхает Майя Калиниченко. - И я низко кланяюсь всем аматорам, участникам художественной самодеятельности, клубов, школ - искусств и музыкальных, представителям всех союзов и объединений, которые практически бескорыстно продолжают нести людям свет. Спасибо и всем неравнодушным. Штат сотрудников Дома - всего 14 человек, причём непосредственно творческих работников - лишь пятеро. Зато есть огромный актив - сотни тех, кто сотрудничает с нами: члены творческих союзов, училища, школы, институты, филармония, музакадемия, театры, музеи. Здесь могут выступить молодые и ветераны, делающие лишь первые шаги и уже ставшие заслуженными и народными. Главное - чтобы от человека исходил свет.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: