Три главных шага Лии Ахеджаковой
Народной артистке России, родившейся в Днепропетровске, маленькой женщине с огромным сердцем, королеве второго плана сегодня исполняется 75 лет
Шаг первый. На сцену
Лия Меджидовна происходит из адыгского княжеского рода Ахеджаковых. Выросла она в театральной семье в Майкопе. Отец был главным режиссёром, мать, родившая дочку в родном Днепропетровске, - актрисой Адыгейского драмтеатра (кстати, родного отца Лия так и не узнала - Меджид Ахеджаков удочерил её, когда девочке было четыре года).
«Я стала актрисой вопреки всему, - уверяет она. - В моё время, да и сейчас предпочитают, чтобы актриса имела рост, внешние данные, вокал, хорошую пластику. У меня ничего из этого набора нет. Да и отец был категорически против… Мечтал, чтобы я получила «нормальную профессию».
«Нормальной» она, золотая медалистка, посчитала журналистику. Но в МГУ не пробилась. Зато поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Бросила, вернулась в Майкоп, поступила в адыгейскую студию ГИТИСа. А потом уж и в столичный ГИТИС, после которого 16 лет играла в Театре юного зрителя. И Дениской Кораблёвым там была, и Пеппи. А началась карьера актрисы с роли… поросёнка. «Я играла третьим составом, пока исполнительница роли Наф-Нафа была беременной. Потом переиграла всех трёх поросят, пока актрисы рожали. Кого я только не играла! Даже Ноги курицы, когда мы с подругой изображали избушку Бабы Яги, - вспоминает Ахеджакова. - Бабушку играла… Это в двадцать-то лет. Но были и пpeлестные вещи, которые актёр должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа в «Винни Пухе».
А в 1977-м в её судьбу ворвался «Современник». Она играла миссис Форд в «Виндзорских насмешницах» Шекспира, Зину Абрамову в «Крутом маршруте» Гинзбурга. Особо удачным оказалось сотрудничество с ещё одним легендарным уроженцем Украины - Романом Виктюком. Ахеджакова сыграла в четырёх его постановках, включая блестящую «Квартиру Коломбины». А потом две звезды поссорились. «Я требую к себе уважения, а он иногда попирает это чувство в актёре», - поясняет Лия Меджидовна.
Как хороша она была в антрепризе «Старосветская любовь», где играла с ныне покойным Богданом Ступкой! Бесподобна и в «Селестине» Николая Коляды, где перевоплотилась в колдунью и сводницу. «Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она всё работает, - удивлялся режиссёр. - Сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребёнка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».
Именно на «Селестине» случилась беда. Из-за ошибки монтировщика в январе 2012-го Ахеджакова сильно разбилась. «Сломала руку, ребро, разбила всю ногу, мениск в клочья, - говорит она. - Но я не позволила, чтобы приехала «скорая». Продолжала играть, чтобы зритель не испугался».
Несмотря на возраст и болезни, она не собирается уходить на покой. «Мне срочно нужна хорошая пьеса и хороший режиссёр, - делится актриса. - Я сейчас должна сделать какой-то новый шаг для себя. Ищу хороший литературный материал. У меня не осталось времени на невостребованность».
...«Служебный роман»...
Продлила маме жизнь
Мама Лии Ахеджаковой - Юлия Александровна - умирала от туберкулёза. И тогда пятиклассница Лия написала письмо Сталину, прося прислать лекарство, которое начал выпускать Рижский завод. «В письме я обещала окончить школу с золотой медалью. Как же я потом её выгрызла! Много чего пообещала, только чтобы прислали моей маме лекарства. Она была актрисой, у неё горлом кровь шла. Лишь когда выходила на сцену, кровь переставала… Конечно, к Сталину письмо не попало. Но когда оно пришло туда, где разбирают корреспонденцию, кто-то передал его на Рижский завод. И оттуда нам прислали посылку с лекарствами. Это продлило жизни и маме, и тёте, которая тоже страдала от туберкулёза». Мамы она лишилась в 1990-м. Отца же не стало в январе 2012-го.
Шаг второй. В кино
В этом году у Лии Ахеджаковой ещё один юбилей - 40 лет как она снимается в кино! Дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Но всенародная любовь пришла к актрисе благодаря фильмам Эльдара Рязанова.
«По отношению к Ахеджаковой я проявил себя не лучше других режиссёров, - вспоминает он. - Поначалу я ей доверил маленький эпизод в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» А когда начал работать с актрисой, то понял, что вернее было бы сказать так: не я ей доверил, а она оказала мне честь, согласившись играть Таню - подружку главной героини».
Ну, а потом была энергичная секретарша из «Служебного романа», которая в пьесе «Сослуживцы» (по ней снят фильм) выписана совсем по-иному. «Законодательница мод в «статистическом учреждении», молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгодней выскочить замуж, практичная, бездуховная барышня - такой была Верочка в пьесе, - делится Рязанов. - Мне очень импонировала мысль пригласить на эту роль Лию Ахеджакову. Поэтому мы с соавтором трансформировали образ, постарались «надеть» его на психофизические данные артистки. По сути, из прежнего характера оставили лишь одну черту - «законодательница мод». Мы понимали, что эти претензии секретарши при её занятной внешности дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной - как надо завлекать мужчин, даёт Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее».
Роль Елены Малаевой в «Гараже» Рязанов писал уже специально под Лию, уверяя, что готов был вообще отказаться от производства картины, не согласись Ахеджакова в ней играть. В его «Небесах обетованных» она - опустившаяся художница, бомжиха Фима, которая, по словам режиссёра, «даже побираясь, вносит в нищенство своеобразный артистизм и очаровательную наглость».
«Её человеческие и гражданские привязанности всегда с угнетёнными, обиженными, оскорблёнными (Лия Меджидовна, действительно, известна своей активной гражданской позицией: в 93-м она была у «Белого дома» среди тех, кто защищал Ельцина, сейчас выступает против Путина, ругает Думу, которая «с такой скоростью, с какой только кролики размножаются, выпускает репрессивные законы». - Прим. А.П.). Она всегда против сытых, самодовольных, властолюбивых, толстокожих. Её персонажи неизменно трогательны, наивны, беззащитны. Ахеджакова любит людей, и поэтому каждая роль, созданная ею, так привлекает самые разные слои публики. Её огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и всё это проникает в сердца зрителей», - так поясняет Эльдар Александрович секрет успеха актрисы.
Ахеджакова же уверяет, что Рязанов навсегда в её сердце. Потому простила любимому режиссёру то, что вырезал все сцены с её участием из фильма «Андерсен. Жизнь без любви». «Рязанов себя безбожно режет: много снимает, а потом идёт уплотнение материала. И обиды у меня никакой нет. Если бы это был шедевр, он бы не вырезал», - отмахивается именинница.
Она отказалась сниматься в продолжении «Иронии судьбы» у Бекмамбетова. В интервью уверяла, что те съёмки наложились на выпуск спектакля «Фигаро». И что её после отказа мелькнуть на экране даже за большие деньги стали «слишком прогибать». А с Ахеджаковой такие штучки не проходят. Как показало время, актриса была права, не пожелав участвовать в том сомнительном проекте.
А вот у Кирилла Серебренникова в фильме «Изображая жертву» сыграла запросто. Несмотря на то, что там много ненормативной лексики. Зовут королеву второго плана и в сериалы. Но она в долгоиграйки идти не хочет. Поясняя: «Я по своей индивидуальности не могу заполнить экран на 50-100 серий».
и «Небеса обетованные».
Шаг третий. В любовь
Все три мужа Ахеджаковой были людьми искусства. И представляли его разные ипостаси. Сама она о личной жизни говорить не любит (тем более, что Бог так и не дал детей). Поэтому сведения черпаются в основном со слов родных и близких актрисы.
Первым стал коллега по ТЮЗу Валерий Носик, сыгравший в более чем ста фильмах. Брак не продлился долго: после свадьбы супруг стал пить, изменять Лие. Она с ним рассталась, оставив неверному мужу… квартиру, купленную на деньги её отца. Позже Валерий женился на актрисе Марии Стерниковой, у них родился сын. Спустя девять лет брак распался. А в 95-м Носик скончался от сердечного приступа.
Потом актриса пошла в загс с художником Борисом Кочейшвили. «В их паре она была лидером, - вспоминал отец Ахеджаковой. - За себя никогда не просила, а ради Бориса впервые пошла к работнику МИДа и добилась, чтобы картины мужа отправили за границу и выставили в художественном салоне Голландии и в Париже. После этого его начали активно покупать. Она старалась ему помогать. И при этом на ней был дом, готовка. Но он не ценил. Лия зарабатывала больше него. Но, когда он стал продавать картины, почувствовал себя при деньгах. И, может быть, это повлияло на их разрыв. В подробности дочь не вдавалась. Как-то в один из дней собрала его вещи, отвезла в мастерскую и попросила больше не появляться».
Третий брак Ахеджаковой удивил многих. Она решилась на него в 63 года, а избранником актрисы стал фотограф Владимир Персиянинов, с которым познакомилась на вечеринке. Супруг значительно моложе её, так что рядом с ним и сама Лия Меджидовна словно помолодела.
Одинаково великолепна
Валентин Гафт, с которым очень дружна Лия Ахеджакова, посвятил ей такую эпиграмму:
Всегда играет
одинаково
Актриса
Лия Ахеджакова.
Великолепно!
В самом деле
Всегда играет
на пределе.
Андрей Питонов.