Страсти вокруг "Сталинграда": мнения режиссёров, актёров и кинокритиков (КАДРЫ)

Страсти вокруг "Сталинграда": мнения режиссёров, актёров и кинокритиков (КАДРЫ)

Фильм Фёдора Бондарчука вызвал огромный ажиотаж. "Сталинград" обсуждают все: режиссеры, актёры, кинокритики. И готовятся к 10-му октября - выходу эпопеи в широкий прокат.

Павел Лунгин, режиссёр, народный артист России:

- Сильный, большой фильм, у нас не ещё было такого масштаба и так сделанных фильмов, так сыгранных. Это что-то, новое какое-то слово в кино. Я под большим впечатлением.

Сергей Сельянов, режиссёр, сценарист и продюсер:

- У меня чувство гордости за моих товарищей и коллег, ну и за главных, за тех, кто стоял на сцене, потому что это такая махина, это сделано, и это мы сделали, наши товарищи. Так что я поздравляю нашу индустрию, маленькую, но важную, как я люблю говорить.

Ренат Давлетьяров, президент Гильдии продюсеров России:

- Я, по-моему, ни разу не мигнул, когда смотрел, и вообще страшно подумать, что Федя поднял такое производство! Для этого материала, конечно, 3D было оптимально.

Алиса Хазанова, актриса театра и кино:

- Мне кажется, у них получилось вывести это на некую новую ступень, в российском кино точно, когда чёткое понимание задачи, цели и её воплощения. И поскольку это рассчитано во многом на молодого зрителя, который не очень знает про историю и вообще в кино за другим приходит, давайте будем реалистами! А тут есть шанс, что им станет интересно узнать больше, потому что это сказано на понятном им языке. Поэтому, мне кажется, достигнута эта ступень, этот уровень перехода. Это новое кино про войну, у нас такого ещё не было.

Антон Долин, кинокритик:

- О "Сталинграде" вам скажут и напишут всякое. Но вообще-то это хороший фильм. Под "хороший" не следует понимать "великий", "на все времена", "лучше Голливуда", "такого-вы-никогда-не-видели". "Хороший" даже не значит "отличный". "Хороший" - значит, хороший. Не более, но и не менее того.

Вадим Рутковский, кинокритик:

- К актёрам никаких претензий, все они, включая и звезду Петра Федорова, и новичка-непрофессионала Сергея Федоровича Бондарчука, убедительны; больше всего повезло снайперу Чванову в исполнении петербуржца Дмитрия Лысенкова, трагикомичной звезды спектаклей Юрия Бутусова и Валерия Фокина. Его герою драматурги придумали цепкую речевую характеристику, фразу-паразит "в общем и целом". Все более-менее естественны. Насколько это возможно в тщательно выстроенных, утяжеленных компьютерными спецэффектами и, кажется, даже не претендующих на реалистичность декорациях разрушенного Сталинграда. Это очень глянцевые, лощёные руины, такие можно увидеть в клипах. Но глупо упрекать Бондарчука и его постоянного оператора Максима Осадчего в клиповом мышлении: эти люди в определенной мере такое мышление и сформировали, надпись since 1992 не просто так гордо красуется на заставке бондарчуковской студии Art Pictures Group. И атака объятых пламенем солдат - кадр из хоррора или рекламы - не выглядит курьёзом: телереклама давно уравняла в правах реальность и сюр. Эта же клиповая всеядность позволяет использовать в саундтреке и музыкальные фрески Анджело Бадаламенти с вокалом Анны Нетребко, и арию Каварадосси из пуччиниевской "Тоски", и цоевскую "Кукушку" в версии певицы Земфиры.

Лидия Маслова, кинокритик:

- "Сталинград" - картина вовсе не об одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества", как выражается озвученный самим Федором Бондарчуком закадровый рассказчик, сын одного из героев. Он с искренней теплотой и нежностью произносит слово "мама", но порой его речь если не интонационно, то лексически немного сбивается на славные традиции советского информбюро. Других весомых поводов упрекнуть "Сталинград" в избытке военно-патриотического пафоса нет. Кроме целых двух, одинаково драматических и обреченных любовных линий, в "Сталинграде" имеется всё, что публика вправе ожидать от дорогого, технически прогрессивного военного блокбастера, ориентирующегося на самые кассовые зарубежные аналоги: вполне внятные рукопашные схватки, взрывы, горящие заживо люди, танковые атаки, замедленный пролет снаряда, пробивающего стену, падающий как будто прямо на тебя бомбардировщик, а особо трогательное воспоминание оставляет известный по кадрам хроники фонтан "Детский хоровод", который водят под бомбами несколько облупленных и обезглавленных гипсовых пионеров.

Фаина Фардо, кинокритик:

- Если устроить разбор сильных и слабых мест ленты, то "Сталинград" вызывает больше сомнений, нежели восторгов. Главная проблема фильма в его драматургической слабости, что относится ко всем составляющим истории. И в первую очередь стоит отметить сценарный ход, известный как bookend, когда основная сюжетная канва является флэшбеком, а повествование ведётся из настоящего времени. Но более точное представление о сути этого приема дает перевод с английского ("книгодержатель, подпорка для книг"). Книгой здесь выступает сам фильм, а Рассказчик "склеивает"события своими комментариями. Благодаря такой подпорке конструкция вроде бы держится, но, как и Дом, который обороняют "пятеро отцов" Рассказчика (Пётр Федоров, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук), рискует развалиться в любой момент

Дмитрий Буныгин, кинокритик:

- Четвёртый полный метр Фёдора Бондарчука - вызывающе компактное кино, сочетающее холодный блеск пышных спецэффектов, словно по линейке распределенных в замкнутом пространстве "Сталинграда", и нищету нарративной структуры. При всей убедительности визуальной части немало каверзных вопросов в первую очередь возникает к так называемой "драматургии". Например: "А был ли сценарий?" Вероятно, его сожгли уже в ходе второй недели съемок. Как следствие, намеченные образы фантастической пятерки добрых молодцев низводятся до примитивных масок, а сами одномерные - вопреки 3D-формату - персонажи кажутся усталыми животными, готовящимися к спячке.

Кадры из фильма:


Читайте также: