Ирина Пуговкина: «Дочь делила наследство еще при жизни Миши»
В начале июля прошлого года, когда Михаил Пуговкин готовился отметить 85-летний юбилей, «Донбассу» удалось дозвониться в Москву и поговорить с его супругой Ириной, которая рассказала, как живется народному артисту СССР. А буквально через десять дней «короля кинокомедий» не стало... И вот мы беседуем с вдовой всенародно любимого актера. Она приехала в Донецк по приглашению директора театра кино им. Шевченко Анатолия Тесли - старинного приятеля Пуговкина, а также продакшн-студии «BTV company».
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ ЗАХОДИТ В ГОСТИ
- Анатолий познакомился с Михаилом Ивановичем еще лет за пять до того, как мы поженились. Так что в течение всех восемнадцати лет нашей с Митей семейной жизни мы каждый год приезжали в Донецк, повидаться с другом Теслей, встретиться с поклонниками. И вот сейчас я здесь уже без мужа, - объясняет мне пожилая, но энергичная Ирина Константиновна.
- Известно, что исполнить последнюю волю Михаила Ивановича - похоронить его рядом с другом Александром Абдуловым - не удалось...
- Да, к сожалению, но тело мужа покоится на этом же Ваганьковском кладбище. Памятник на могилке мы пока не поставили - рано, ведь еще и года не прошло. А потом там будет композиция в виде киноленты, чтобы люди смотрели и помнили о том, кем был Михаил Пуговкин - даже когда я уйду из жизни, и наши дети, внуки.
- Летом, в канун юбилея Михаила Ивановича, вы рассказывали мне, что в вашем доме частыми гостями бывают многие актеры. А сейчас кто вас проведывает?
- И Сережа Безруков, и его жена Ирина часто бывают. Еще приходят Дмитрий Харатьян, Федор Бондарчук и другие молодые артисты. Ровесников-то уже почти не осталось... Знаете, после смерти Миши мы даже как-то сплотились: они меня не только не оставляют - мы вместе многое делаем.
Анатолий Тесля и Ирина Пуговкина рассказывают журналистке «Донбасса» о жизни друга и мужа.
КВАРТИРУ КУПИЛ ВИЛЛИ ТОКАРЕВ
- Ирина Константиновна, а музея Пуговкина как не было, так и нет?
- Конечно, нет! Потому что нашу личную квартирную площадь, на которой я делала музей, мы отдали правнукам - им где-то жить нужно! Так что сейчас остался один кабинет Михаила Ивановича, и многие близкие люди, его преданные поклонники часто туда приходят.
- Значит, вещи, принадлежавшие мужу, вы всё-таки храните?
- Ну а как же иначе? Приезжайте в Москву, посмотрите. Правда, с первого мая до осени я буду жить в Крыму. Поеду, чтобы подготовить к 13-му июля вечер памяти Михаила Ивановича, который пройдет в Ялте: там снялся в 36-ти картинах, там мы с ним познакомились и прожили девять лет.
- А квартира у вас в Ялте осталась?
- Нет, мы ее продали, когда возвращались в Москву. (В апреле 1991 года умерла вторая жена Пуговкина, а уже в июле он переехал в Ялту, к своей третьей супруге, Ирине Константиновне. Однако через девять лет чета отправилась жить в российскую столицу. - Прим. И.П.). Кстати, квартиру у нас купил Вилли Токарев. Но у меня в Алуште сын живет - у него небольшой частный дом, мы там с Михаилом Ивановичем каждое лето отдыхали. И вот теперь я одна туда поеду. Но Крым - это моя родина. Там у меня и близкие, и друзья, и могилки. К сожалению, не только моей мамы и сына, но еще и внучки: уже после ухода Михаила Ивановича убили ее - красивую умную девочку. Ей было всего 22 года...
- Надо же, сколько вам пережить пришлось!
- Ничего не поделаешь. Я очень рада, что у Михаила Ивановича жизнь была большая и красивая.
- Кстати, вы оба были уже не молодыми, когда познакомились. Как вам удалось сойтись характерами?
- Да мы и не старались сходиться. Это всё само собой получилось. Просто начали поддерживать друг друга, вместе занимались творчеством, а потом всё это переросло в любовь.
Сейчас свои чувства к любимому мужу Ирина Константиновна выражает в документальных фильмах о его жизни и творчестве. Кстати, дончане удостоились чести первыми посмотреть это кино. А Анатолий Тесля стал обладателем памятной медали Михаила Пуговкина за умножение добра на земле. До него эту награду получил только Олег Табаков.
БЫЛ СЧАСТЛИВ В БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ
- Ирина Константиновна, у вашего мужа осталось много наследников, и говорят, что имущественные споры до сих пор не утихают...
- В последние дни жизни Михаила Ивановича и после смерти желтая пресса много писала о том, кому что должно достаться, кто ухаживал, кто не ухаживал. А для мужа, на самом-то деле, все эти вопросы были не важны: он был счастлив, что обрел такую большую семью. Миша обо всех заботился, переживал. Не хочу говорить ничего плохого, но... Родная дочка, она уже давно на пенсии, которая долгие годы не общалась с Мишей, еще при жизни начала делить наследство. Мы ее всегда приглашали и на праздники, и на печальные дела - когда он в госпитале лежал, операцию за операцией переносил. Но она никогда не приходила. А за два месяца до смерти, когда услышала, что он плохо себя чувствует, явилась делить наследство. Которого по сути и нет - одна квартира. Что касается остальных детей, то из двоих дочерей Александры Лукьянченко - они с Михаилом Ивановичем прожили 32 года, и девочек он считал своими, родными - одну мы уже, к сожалению, похоронили. Но с двумя внуками поддерживаем отношения. Мои два сына дали нам четверых внуков. А всего у нас уже четверо правнуков. Вот сколько нас, родственников, что нам между собой делить?
Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.