Каждый день как последний. Умер актер Дмитрий Персин
В Москве на 47-м году жизни скончался актер Дмитрий Персин.
Он умер в субботу после продолжительной болезни, у актера была опухоль мозга. Об этом сегодня сообщили в Союзе кинематографистов России. Похороны пройдут в среду на Троекуровском кладбище Москвы.
Дмитрий Персин снялся в нескольких популярных фильмах последнего времени, среди них "Бумер-2", "А поутру они проснулись", а также исполнял роли в сериалах "Солдаты", "Моя прекрасная няня" и других.
Последние дни и история болезни
Артист, который сыграл 50 ролей, похудел на 45 кг, он питается через зонд и не может ходить и говорить из-за сильной слабости. Его родственники и друзья обратились к поклонникам актера через его интернет-дневник.
«Каждый день он проживает как последний, - написано в обращении. - В данный момент он находится дома вместе с семьей и двумя детьми. Дмитрий в очень тяжелом состоянии и ему требуется срочная и дорогостоящая операция. Помогите!»
«Моя давнишняя мечта - сыграть бравого солдата Швейка, - сказал актер в одном из недавних интервью, - Ведь это так любопытно, когда один человек изменил ход всей войны».
Все до последнего надеялись, что Дмитрий сумеет справиться с тяжелым недугом.
ДМИТРИЙ ПЕРСИН: "ВРЕМЯ ПРИШЛО"
(последнее интервью с Дмитрием Персиным)
Еще в юности, благодаря своему сибирскому настойчивому характеру, Дима участвовал в различных музыкальных авторских конкурсах, а в 1988 году стал Лауреатом Варшавского конкурса авторской песни, посвященного творчеству В. Высоцкого. Сегодня он артист театра и кино, автор и исполнитель собственных песен. Жизнь и таланты Дмитрия многогранны. В данный момент артист снимается в фильме Василия Бледнова в роли сотрудника отряда милиции специального назначения. Для этой роли актеру необходимы постоянные физические нагрузки. Чтобы поддерживать форму в отличном состоянии, актер ежедневно проходит по 8 км в день. Именно поэтому наше интервью началось с прогулки по весенней Москве, а продолжилось в Доме кино, где в эксклюзивном интервью для StarStory Дмитрий Персин подробно рассказал о своих ролях в театре и кино.
-Дмитрий, вы пришли в столь популярную нынче профессию в 37 лет. Скажите, насколько просто после тридцати в корне изменить свою жизнь и начать ее с чистого листа?
- В жизни каждого человека наступает решающий момент. Время пришло, я и начал заниматься актерским мастерством. К кому-то это понимание приходит в 17, они поступают в институты, потом работают... А у меня именно все так и произошло. Но сначала был ГИТИС в 33 года, эстрадная режиссура, так что я не с улицы пришел (улыбается). И до прихода в кино я занимался музыкой - у меня даже была своя группа «Числа».
-А до ГИТИСа чем вы занимались?
-До ГИТИСа я работал заместителем главного бухгалтера ковровой фабрики, потом администратором в продюсерском центре Игоря Матвиенко...
-А как вы начали свою актерскую карьеру?
-Все началось с Израиля. Мой знакомый израильский писатель-эмигрант написал сценарий, по которому хотели снять фильм в Израиле. Но у него было одно условие - главную роль должен был играть некий Дмитрий Персин из России, поскольку я был прототипом героя. Израильские продюсеры обратились в одно известное актерское агентство с просьбой разыскать меня. Уж не знаю, как меня нашли, но это было для меня полной неожиданностью. Начались переговоры, прислали сценарий и... все отменилось из-за военной обстановки там. Но я уже зажегся, заболел, начал разбирать роль, читать Станиславского, Чехова, Мейерхольда...
-На этом история должна была закончиться?
-Должна была, но... поскольку мои фото и данные попали каким-то образом во все актерские агентства, начались бесконечные звонки с приглашениями на кастинги. Я всем говорил: я же не актер, но звонки не прекращались...
Одновременно с этим случилась еще одна история. Я встречался с другом на Арбате, шли, болтали, и ничего не предвещало, что этот день начнет отсчет в моей театральной жизни.
Мой друг встретил своего товарища, оказалось, что это режиссер, который хочет поставить спектакль «Чапаев и Пустота». Мне очень нравился Пелевин, и мы разговорились. Когда Павел Урсул узнал, что у меня есть авторский цикл белогвардейских романсов, решил одну из песен взять в спектакль. Потом были кастинги на «Чапаева», мы все тусовались на репетициях, и вдруг Павел сказал: «Слушай, а ты не хотел бы сыграть в моем спектакле? Ты такой приколист...». И вот я четыре года уже веселю народ, а вслед за этим появились приглашения сниматься в кино.
-Дмитрий, вы хотите сказать, что все дело в личных связях или все-таки в случае?
-Не знаю... Все дело в СВОЕВРЕМЕННОСТИ. Когда я служил в погранвойсках на Камчатке, наша часть засекла корейский самолет (в свое время это была очень скандальная громкая история) и нам в качестве премии «за подвиг» дали направления на высшее образование. Просто сказали: «Вот список. Куда хотите - туда и поступайте вне конкурса». В списке были и ВГИК, и ГИТИС... да все театральные институты Москвы. Но тогда у меня нигде ничего не ёкнуло. Если бы мне сказали тогда, что в 40 лет я буду учиться танцевать танго для спектакля или скакать на лошади в фильме, я бы не поверил.
-Расскажите про свой дебют в кино.
-Моя первая роль - в фильме "Третье февраля" режиссера Натальи Митрошиной, снятом по мотивам произведения Даниила Хармса. Писатель умер второго февраля, а третьего февраля оживают все его персонажи. Отсюда и название картины. В этом фильме я играю капитана НКВД - очень странного человека. Мой герой живет в коммунальной квартире, заигрывает с мамой мальчика, которому дает конфеты, и пьет с его отцом. А потом идет в камеру и пытает людей. Фильм до сих пор не вышел, но премьера обязательно состоится.
-В кино вы начинали с маленьких ролей?
-Я начинал с эпизодов. И думаю, что это логичный ход событий. Не имея опыта, я был безумно рад работе. Я разбирал роль, как первокурсник театрального института, вникал в детали, придумывал грим, костюм, потом доставал режиссеров.
-А режиссеры что?
-Они очень удивлялись. Им же не говорили, что я начинающий актер. Свою сцену я всегда проговаривал с режиссером - что там может быть, предлагал все, что мог придумать накануне. Я принимал эпизод в кино как дар, как возможность выразить себя в полуминуте экранного времени... И главное - я получал от этого настоящий кайф.
Я и сейчас отношусь к эпизоду как к работе. Я стал начинающим актером в 37 лет. Я хочу быть актером, я прошу работу. Мне есть что сказать. Мне не стыдно. А когда я открываю дверь в съемочную группу, чтоб отдать фотографии, и вижу, что на стенде кастинга мое фото уже есть, я понимаю, что мой труд не напрасен. Меня уже знают, кто-то где-то порекомендовал… Часто бывает так, что мне звонят и сразу спрашивают размер одежды для костюма. А как же кастинг?
- А режиссер вас уже утвердил, он вас видел! И это приятно.
-И все же, как режиссеры работают с эпизодическими ролями? Ну, главные роли понятно, массовка - на откупе у режиссера по массовке, а эпизоды?
-Я работал с прекрасными режиссерами. Сергей Никоненко, Егор Кончаловский, Алексей Мурадов, Леонид Марягин и многие другие. Я прихожу со своим видением роли, я уже с ней "переспал", я вижу ее изнутри… Режиссер ее видит снаружи. Я знаю о своем персонаже все: где, когда родился, чем болел в детстве, первая любовь… Может, это покажется смешным, но именно так рождаются мои эпизоды. А дальше, попадая под мощную энергетику режиссера, все выплескивается на съемочной площадке. Ну и, конечно, на площадке я всегда учусь у других актеров.
-Кстати, о других… Многие из ваших сверстников - "звезды". Вы им завидуете?
-Честно? Я за них безумно рад, что они прошли этот тяжелый путь и оказались на высоте. Вы прочтите биографию любого из актеров - им трудно далось то, что сейчас у них есть. Гоша Куценко - учился выговаривать букву "р", Владимир Стеклов приехал в Москву, наверное, в моем возрасте, будучи отличным актером где-то у себя в провинции, здесь пробивался. Вы поймите, что тут неважно внешнее благополучие, тут важно состояться. А гонорары, красные дорожки - это приложение к истине. Вот тот же Гоша поднялся - и должен держать планку, значит, должны быть сценарии на него, качественный материал. А любой актер вам скажет, как трудно найти хороший материал, да еще к нему режиссеру, деньги, промоушн и т.д. А после взлета себе уже не позволишь сниматься в макулатуре. Так что в чем-то, наверное, они мне должны завидовать, у меня еще все впереди (улыбается).
-А какие фильмы, в которых вы снимались, вам нравятся?
-Удивительно искрометная, смешная проза Василия Шукшина была воплощена на экране режиссером и актером Сергеем Никоненко. Фильм называется "А поутру они проснулись". Я работал с поистине звездным актерским составом. Здесь я сыграл милиционера, работающего в медвытрезвителе в звании прапорщика. И, конечно же, меня зацепил фильм "Человек войны". Это 12-серийный телевизионный фильм режиссера Алексея Мурадова. Я играю предателя. Очень четкое название фильма, повествующее о том, что на войне нет ни хороших, ни плохих. Существует лишь одно понимание - на войне выживает сильнейший. Во время съемок мы 4,5 месяца жили в Белоруссии. За это время я очень многое открыл для себя о Второй мировой войне. В массовке фильма снимались люди, которые перенесли оккупацию и рассказывали страшные вещи. Я чувствовал себя там как в партизанском отряде - целый день мы проводили в лесу.
-Складывается впечатление, что вам достаются очень серьезные роли. А тут вдруг вас можно было увидеть в сериале "Моя прекрасная няня"...
-(смеется) Да, я там играл очень смешного человека по имени Лева с украинским акцентом. Это было очень забавно. Кстати, мне недавно на почту пришло письмо примерно следующего содержания: "Мы думали, что вы, Дмитрий Персин, - серьезный актер, а увидели вас "Прекрасной няне" и поняли, что вы и в комедийном жанре преуспели". Понимаете, не хотелось бы иметь привязки к какому-то одному типажу. Естественно, когда играешь серьезные роли, у зрителя будет складываться подобное мнение. Но артист должен быть разноплановым, должен уметь сыграть любую роль в зависимости от ситуации и написанного сценария.
-А вы ассоциируете себя в жизни со своими персонажами?
-Никогда (смеется). В жизни я совсем другой человек! Обычно как происходит: режиссер, не зная актера, приглашает человека, подходящего на роль по внешним данным. А потом актеру уже навязывается образ. Я каждый день разный, поэтому и играть хочется разные роли. Вот вспомните, как Георгий Вицин снялся в серьезном фильме "Земля Санникова" - а люди смотрели и смеялись, потому что амплуа у этого великого актера было таким. Я же считаю, что человек намного глубже и нельзя его судить по одной-двум ролям. Мы играем в кино всего лишь одну из граней своих возможностей в зависимости от обстоятельств. Недавно я узнал, что Гитлер, например, учился на художника. И если бы он стал великим художником, кто знает, возможно, не было бы войны и всех тех ужасов, которые пришлось испытать всему человечеству.
-А есть все-таки роли, за которые вы бы не взялись?
-Абсолютно нет. Играя в разных амплуа, ты открываешь себя, ты пробуешь, ты раскрываешься. Для тебя это очень важно! Нельзя привязываться к одному образу: милиционер, военный, отпетый бандит и негодяй - то, что мне обычно предлагают режиссеры. Другое дело человеческие предрассудки и фобии. Один актер, например, никогда не сыграет покойника, говорит, "нельзя убивать меня на экране", другой - боится воды и никогда не прыгнет на съемках в водоем. А я играю любые роли, и когда подписываю договор с режиссером, понимаю: я никуда не денусь (улыбается).
-А кого из персонажей вы бы очень хотели сыграть?
-О! Моя давнишняя мечта - сыграть бравого солдата Швейка. Ведь это так любопытно, когда один человек изменил ход всей войны.
-А где, по-вашему, играть сложнее: в театре или в кино?
-Безусловно, в театре. В течение всего спектакля ты не даешь возможности зрителю расслабиться, от поднятия кулис до падения занавеса. Ты держишь зрителя каждым словом, каждым движением, вздохом и жестом. И тут все зависит только от тебя: зрители все твои, они перед тобой. Или не все - вот это страшно! А в кино попроще - ты снимаешь множество дублей, и в результате зритель видит конечный продукт.
-Театр в шутку называют "террариумом единомышленников". А вас еще не коснулась эта сторона актерской профессии?
-Я не работаю в репертуарном театре. Антреприза - немного другое. В антрепризе, как говорится, все актеры "спустились с разных гор". А в репертуарном театре люди изо дня в день приходят на работу. И вот здесь, в закрытом пространстве, как известно, происходят очень разные коллизии между артистами. Лично мне намного интереснее работать с группой, где ты никого не знаешь, когда не уверен, чего тебе ждать, каких новостей - хороших или плохих. Ведь очень часто бывает - в одном фильме или спектакле собираются целые актерские семьи, родственники, друзья, любовники. Здесь не всегда возможно всецело отдаться работе и сосредоточиться только на своей роли. А это очень важно. Меня приглашали в один из известных московских "штатных" театров на определенную роль, я репетировал, как-то автоматически был зачислен в труппу и отказался от работы после приказа сверху ввестись в сказку на роль "четвертого гриба в третьем составе". Я не ханжа, но и не вчерашний 20-летний студент, и просто жалко времени, которое отмеряно мне на мой короткий актерский век.
-Дмитрий, альбомы с ваши песнями раскупаются очень быстро. Расскажите про слушателей на ваших концертах. Кто они?
-Это самые обычные люди, которым нравится моя музыка, мои неформатные песни. Уже на протяжении десяти лет на мои концерты ходят стабильно человек тридцать, которых я знаю в лицо. И я им благодарен. Со многими своими слушателями я лично знаком. Мне часто пишут в гостевую, на почту с пожеланиями или не всегда лестными откликами. В любом случае обратная связь со зрителем существует.
-Расскажите, как проходит один день из жизни Дмитрия Персина?
-Я, граф йоркширский Дмитрий Персин, просыпаюсь, и мой лакей приносит мне туфли и парик (смеется). На самом деле, я никогда ничего не планирую, если только дело не касается съемок или встреч. А по поводу встреч у меня всегда есть одно правило - я не люблю опаздывать, так как все время думаю о людях и их планах и стараюсь всегда быть пунктуальным. Что касается обычной моей жизни, то никогда не строю планы. Например, не просыпаюсь с мыслью о том, что мне нужно написать высокохудожественное произведение (улыбается). Должно быть вдохновение.
-А как вы любите отдыхать?
Наверное, каждый человек мечтает отдохнуть во Флориде или где-нибудь на островах. А когда хочется, чтобы никто тебя не беспокоил, то я бы всему на свете предпочел маленькую деревню в рязанской области, где всего домов двенадцать. Вообще, я люблю природу, где нет людей. Можно просто выйти в поле и насладиться стрекотаньем кузнечиков. А раньше, чтобы отдохнуть от суеты, я сбегал в читальные залы библиотек и там искал тишины. Брал книгу какую-нибудь, сидел и думал. Иногда это очень полезно.
-А какой вы по характеру?
-О-о-о!.. Самому узнать бы (смеется). Как я могу о себе говорить что-то? Не мне судить, наверное. Но в любой ситуации я стараюсь быть правдивым, так как ложь очень сильно мешает человеку, прежде всего, нужно быть искренним и честным с самим собой.
-Какой должна быть женщина, чтобы вы обратили на нее внимание?
Есть очень много красивых женщин разного темперамента, типажа и возраста. Но красивая женщина должна быть прекрасна и внешне, и внутри. Это два самых необходимых качества.
-А вы посвящали своим женщинам песни?
-Конечно. У меня есть песня, которая посвящена сразу нескольким женщинам. А кому еще посвящать песни? Мужчинам, что ли? (смеется). Женщина - это прекрасно.
-Несколько слов о вашем альбоме "Где ж"?
-Этот альбом я писал очень долго, почти два года. Вышел он недавно. Я долго не мог понять и решить для себя, какие песни я должен включить в этот альбом. Четыре композиции у меня уже были отобраны, а над остальными пришлось думать. Я для себя решил, что обязательно в альбом попадет песня из "Чапаева и пустоты" и две песни к фильму по "Третье февраля" - "Где ж" и "Пограничники". Остальные выбирал из написанных мною произведений очень долго.
-Какое самое главное испытание в карьере актера?
-Есть два испытания. Первое - когда "цепляешь звезду" и пребываешь в состоянии "звездной" болезни, и второе - невостребованность. Если с первым испытанием могут помочь справиться близкие и друзья, то со вторым намного сложнее. Это очень сложное испытание. Но все зависит от характера - ни в коем случае нельзя сломаться. У меня, например, спектакли антрепризные, съемки сегодня есть, завтра телефон молчит. Думаю, многие актеры поймут, о чем я.
Но нужно работать в профессии и получать удовольствие от работы. Главное - у меня есть свой зритель и страстное желание открывать в себе новые грани.
-Что вы можете пожелать людям, которые после вашего интервью тоже захотят изменить свою жизнь? Ведь Россия всегда славилась талантами, и часто русский человек в 35-40 лет понимает, что занимается не своим делом.
-На почту моего сайта в интернете приходит очень много писем такого характера. Мне пишут даже банкиры: "…вот денег много, а удовлетворения нет. Всю жизнь мне говорят: ну, ты артист, а я сижу в офисе и чеканю деньги". Я могу сказать одно: АКТЕР - это от Бога, а не от диплома театрального института. Если вы чувствуете в себе эту искру, то встаньте перед зеркалом и скажите себе: я готов изменить свою жизнь в 37 лет. Если вы сможете сказать своей семье: с завтрашнего дня я не бухгалтер, я актер, и вас поймут и поддержат - дерзайте! Идите в церковь, поставьте свечку. Читайте книги, общайтесь с людьми, случай или Бог сведет вас с тем, кто поверит в вас. Ведь гораздо страшнее, когда жизнь проходит у чужого станка, пусть даже денежного станка. Это ваша жизнь - и только вы можете ее изменить. Не можете НЕ быть актером - так станьте им, если вам есть что сказать в этой короткой прекрасной жизни.
По материалам: www.svobodanews.ru, www.eurosmi.ru, ru.trend.az, www.starstory.ru
Фото: ruskino.ru