Лариса Голубкина: "Меня спасла "Гусарская баллада"
Сегодня отмечает юбилей народная артистка России, актриса Театра Российской Армии, звезда фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» Лариса Голубкина. В этот день она празднует 70-летие.
Президент России Дмитрий Медведев поздравил актрису театра и кино, народную артистку России Ларису Голубкину с 70-летним юбилеем. Об этом проинформировали во вторник в пресс-службе Кремля.
«Вы сполна реализовали свой многогранный талант и на театральной сцене, и в кино. Дебютировав в «Гусарской балладе», покорили сердца миллионов зрителей. Созданные Вами драматические и комедийные образы по праву вошли в «золотой фонд» отечественной культуры. А Ваша игра неизменно вызывает восхищение коллег и широкой публики», — отмечает в своей поздравительной телеграмме глава государства.
В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин также направил поздравительную телеграмму Ларисе Голубкиной. «Вашу творческую биографию можно с полным основанием назвать счастливой. Вы достигли вершин профессионального мастерства, заслужили признание коллег и искреннюю любовь многочисленных поклонников отечественного искусства и кинематографа», — пишет глава правительства.
После окончания ГИТИС в 1964 году Лариса становится актрисой Центрального академического театра Советской Армии, где Голубкина служит и по сей день, сообщает Росбалт-Москва.
Чествование изменницы началось накануне, на центральных каналах демонстрировали фильмы с участием Голубкиной.
Биография
«Мой папа Иван Павлович Голубкин убедил меня еще в детстве, что актер – это неприличная профессия, - рассказывает Лариса Ивановна. - Я помню, мы как-то с папой поехали отдыхать в Сочи, там Горьковский театр (теперь Нижегородский) был на гастролях. Я стояла с актерами, разговаривала. Но отец сказал: "Отойди, не стой рядом, это же актриса!". И я ему всю жизнь доказывала, что нельзя так. Может быть, из-за этого я и комплесовала, я уходила в тень, постоянно старалась не вылезать, не выпячиваться. Вы подумаете, что это кокетство, но мне никогда не хотелось быть больше и ярче. Программа называется "Линия жизни"… Мне кажется, у меня свой поезд, своя железная дорога, железная в прямом смысле этого слова. И мне кажется, что это результат воспитания. Самое главное – не быть на виду, это было у папы. При том, что я всегда на виду! Первые лет пятнадцать после "Гусарской баллады" мне жить не давали люди, толпы около меня были. Меня это очень смущало.
И все же быть актрисой мне хотелось с детства. Я жила в Лефортово, у нас был очень красивый восьмиэтажный дом, внизу сидел швейцар, была парикмахерская, огромное зеркало, лифт с красным деревом. Мы на своем этаже устраивали домашний театр, на меня время от времени обращали внимание, потому что я начала петь.
Но ни папе, ни маме я не говорила, что хочу быть артисткой. Когда я заканчивала десятый класс, и мы шли на школьный бал, ко мне подошла одна дама, которая жила в нашем доме, и говорят, якобы когда-то была актрисой, она спросила: "Ларисочка, куда ты собираешься поступать?". Я сказала, что уже хожу на подготовительные лекции по математики и биологии в Университет на биологический факультет. Я ничего не понимала, но ходила, чтобы замести следы, чтобы папа знал, что я готовлюсь на биофак. Она мне сказала: "Лариса, не надо тебе ни в какой университет, тебе надо пойти только в театральный".
В старших классах я занималась в дирижерско-хоровом училище. Там мы очень много пели, я была солисткой, но в последний момент потеряла голос - неправильно поставили. И вот я пришла в ГИТИС на консультацию по поступлению на музыкальное отделение, а сама шепчу. Мне педагог говорит: "Что же Вы пришли на музыкальное отделение? Даже говорить не можете. Когда у Вас появится голос, тогда и приходите". В этой интонации я услышала, что есть надежда. За неделю у меня все прошло, я вновь пришла и спела "Не брани меня, родная". У меня тогда был очень низкий голос. В 14 лет, когда я пела, мне надо было только лицо прикрывать, детское выражение, но пела я абсолютно взрослым женским голосом. Педагог тут же пригласил директора института Матвея Алексеевича Горбунова. Я снова спела, Матвей Алексеевич сказал: "Сдавай документы!". Я ответила: "Не могу сдать документы, потому что у меня документы в университет отданы". И меня взяли на условии, что я сдам лишь общеобразовательные предметы. Из университета документы я, разумеется, забрала, но к биологии у меня до сих пор есть какая-то тяга…», цитирует актрису телеканал "Культура".
Учась на втором курсе, Лариса получила предложение Эльдара Рязанова сыграть главную женскую роль в «Гусарской балладе». Роль гусар-девицы Шурочки Азаровой принесла ей невероятную славу.
В 1964 году Лариса окончила ГИТИС. В кино после «Гусарской баллады» Лариса сыграла не менее интересные и яркие роли – Рита в «Дне счастья», директор ресторана в фильме «Дайте жалобную книгу», Царица в «Сказке о царе Салтане», Зоя в киноэпопее «Освобождение», а также роли в телефильме Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» и Евгения Гинзбурга «Простодушный».
Снимаясь в кино или играя в театре, Лариса никогда не переставала петь. С концертами актриса объездила всю Россию, пела популярные песни, романсы, сообщает calend.ru. В 1991 году она получила звание Народной артистки РСФСР.
В начале 1970-х Лариса Голубкина вышла замуж, в сентябре 1973 года родилась дочь Маша. Но брак был недолгим. В 1974 году Голубкина встретила Андрея Миронова, и вскоре они уже жили вместе. Лариса и Андрей прожили четырнадцать лет, Машу Голубкину Андрей воспитывал как свою дочь.
16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало, но Лариса Ивановна хранит память о нем.
Немного о личном
Лихая и неунывающая гусар-девица из нестареющего фильма "Гусарская баллада" - актриса Лариса Голубкина до сих пор, несмотря на прошедшее количество лет, сумела сохранить самые ценные качества своей героини: молодой задор, оптимизм, удаль, неистребимую веру в лучшее - и остаться негаснущей звездой на небосклоне, сообщает интернет-издание "Люди".
- Лариса Ивановна, ваши родители были не против, что их дочка "пошла в артистки"? Или вы просто оказались однажды в нужное время в нужном месте с нужными людьми?
- Я никогда не пользовалась и до сих пор не пользуюсь нужными людьми, нужным местом и нужным временем. Это, к счастью, прошло мимо меня. Просто с детства у меня, наверное, было какое-то чутье: мне хотелось быть актрисой. Я пела буквально с 2-3 лет, и это мое желание все время в доме культивировали: то на стульчик, то на столик меня поставят, в платьице красивое нарядят: "Лариса, спой!"
Но что удивительно - я уже тогда все время ощущала то самое расстояние между зрителями и актером. Говорила: "Выключите свет и отвернитесь - тогда петь буду!"
В 15 лет по секрету от папы мы с мамой пошли поступать в музыкальное училище.
- Почему по секрету? Папа был против?
- Отец был очень суровый и непримиримый к актерской профессии! Говорил: "Артист - это же черт знает что! С ним даже рядом нельзя стоять - не то что им быть!"
Однажды, когда мне было 17 лет, мы отдыхали в Сочи, где гастролировал известный Кондрашевский оркестр. Музыканты на пляже играли в карты, и мой отец - азартный преферансист - резался с ними по полдня! Но кричал на оркестрантов: "Не смейте смотреть на мою дочь!"
В то же время там был на гастролях Горьковский драматический театр. И когда однажды ко мне с каким-то вопросом обратилась одна из артисток этого театра, отец приказал: "Лариса, отойди от этой женщины! Она актриса!" Представляете теперь, в какой я жила обстановке?
В 10-м классе для папы ходила в университет на лекции биологического факультета по физике и химии - вечерами, после школы, в семь часов - зачем?! Поступила-то я все же в театральный!
На первом курсе нас послали "на картошку". Что вы думаете, мама с папой туда приехали - "посмотреть обстановку". Привезли мне одеяло, подушку - мы же практически на сене спали. Отец говорит: "Не нравится мне эта компания..."
Меня спасла "Гусарская баллада". Когда я снялась в этом фильме, он сказал: "Ну и что? Ничего ты особенного не сделала, все так должно и быть!" Но, говорят, в мое отсутствие очень этим гордился и меня хвалил - правда, я этого не слышала.
- А кто ваши родители?
- У меня были прекрасные родители! Мама - совершенно сказочная женщина. Папа ей не разрешил работать, как только я родилась. А сам он был военным. Вернее, до войны работал педагогом. Потом пошел на фронт, где его ранили, и после войны он оставил за собой это звание - военный.
Мама всегда очень опекала меня. Буквально за ручку ходила со мной на съемках и "Гусарской баллады", и "Сказки о царе Салтане", и даже когда снимали "Освобождение", она ко мне приезжала. Я не выросла "маменькиной дочкой", но я понимаю ее политику: она меня оберегала от чего-то лишнего - с ее точки зрения.
- В одном из интервью вы сказали о некоторых жертвах, на которые вам пришлось пойти ради вашего мужа - Андрея Миронова.
- Я так говорила?! Наоборот, это меня всегда "пытают", спрашивая, не была ли я жертвой семьи. А сама я этого ну никак не могла сказать, потому что я так не считаю.
Понимаете, если бы у меня был муж Петя Иванов - обычный мужик, все нормально, дружно, хорошая семья, а я была бы артисткой и Петя Иванов все время готовил что-то там мне на кухне... Да я бы с ним дня не жила! Мне очень повезло: я была рядом с большим человеком, с художником и совершенно себя не чувствовала жертвой! Я была матерью, хозяйкой дома и создавала в нем такую обстановку, чтобы это соответствовало и мне, и Андрюше. У меня была Жизнь!
А вот если бы я не имела этого мужа - вот тогда я была бы жертвой своей профессии. К счастью, в моей жизни такого не случилось. Мы с Андреем вместе ездили на гастроли, и ездили на равных: у него был свой зритель, у меня свой.
- Какие радости жизни вы себе позволяете?
- Обожаю хорошие компании! Я умею очень вкусно готовить, всегда могу накормить и весело провести время. Очень люблю ходить по магазинам, все там пересмотреть. Не важно, куплю что-то или нет. Обожаю разные шмотки, хотя я по гороскопу Рыба и не могу одеваться ярко - это не в моем характере.
Но одно время у меня был такой "розовый" период: я скупала и носила все, что розовело. Длилась эта моя "жизнь в розовом свете" ни много ни мало - десять лет: с 1969 по 1979 год. Сейчас полюбила лиловый, фиолетовый цвет - он мне идет. Я люблю, чтобы было все удобно, красиво и хорошего качества. А экстравагантность - не мой стиль.
- А для воспитания дочки время-то находилось?
- У нас в доме была очень сильная родительская энергетика. Папа и мама - актеры: это известность, постоянные звонки, разговоры, девочки у дверей стоят. Маша идет в школу, открывает дверь, а там на половичке, прямо под ногами, спит поклонница. Я считаю, что в детстве это было довольно тяжело для нее.
Но она уже с дошкольного возраста была очень самостоятельной и логически мыслящей. Осмысливала и "проигрывала" буквально все: а зачем, а есть ли в этом резон?
Помню, в пять лет мы решили учить ее итальянскому языку. Пригласили учительницу, она пришла, познакомилась с нами и говорит: "Машенька, я буду учить тебя итальянскому языку!" На что дочка серьезно отвечает: "А зачем мне итальянский? Я еще русского не знаю!" Сейчас Маша снялась уже в семи фильмах, она абсолютно самостоятельный человек.
- Какие отношения у тещи с зятем?
- Да я вообще не люблю этих слов - зять, теща! Но я вам хочу сказать, что Коля (Фоменко. - И. Б.) замечательный! В одном его интервью по телевизору я сама с удивлением услышала из его уст примерно следующее: что я одна, совершенно не защищена, меня надо защищать и оберегать - и вот он взял на себя эту миссию. Между прочим, я это очень чувствую!
О Ларисе Голубкиной
Владимир Балон (фильм «Гусарская баллада», адъютант Кутузова):
– На фильме «Гусарская баллада» работал практически мужской коллектив. Во время летней и зимней экспедиций мы жили в подмосковном доме отдыха. Лариса, тогда еще студентка, вела себя как свой парень. Смеялась над нашими мужскими хохмами. Когда мы садились играть в преферанс, просила: «Ну научите меня!» Она с азартом ездила на лошади, ни разу не просила помощи дублера. Даже получив травму ноги, по-мужски сказала, что все нормально, и продолжила работу. А между съемками она пела под гитару романсы. Ее любимый – «Не уезжай ты, мой голубчик!».
Владимир Андреев («Сказка о царе Салтане», царь Салтан):
– Помню, режиссер Александр Птушко заинтриговал нас тем, что мы будем снимать постельную сцену, ту, после которой должен родиться царевич. Время было целомудренное, и всех заинтересовало, как это будет происходить. А Птушко перед съемками сказал: «Будете играть в ладушки!» И мы так увлеклись, что играли как дети.
Лариса Шахворостова («Простодушный», Мадлен):
– Во время съемок фильма Лариса Ивановна организовала у себя дома вечер. На нем разыгрывали номера из американских мюзиклов и пародии. А Голубкина выступила в образе Чарли Чаплина.
Михаил Державин («Трое в лодке, не считая собаки», Джордж):
– В фильме «Трое в лодке…» Лариса играла с мужем Андреем Мироновым. У него тогда были проблемы со здоровьем, и она очень за него волновалась. Работали мы в свой отпуск, так как сильно были заняты в театре. Когда приходили уставшие, Лариса устраивала нам хороший стол. Например, из рыбы, которую я, как заядлый рыбак, ухитрялся ловить, она делала удивительно вкусные котлеты. Еще меня поражает в ней умение все подчинять строжайшей дисциплине. На съемки она всегда приходит подготовленной, твердо знает текст. Наблюдая за тем, как Лариса работает на телевидении, я радуюсь за нее. Как молодо она выглядит! Как идет ей новая прическа! Желаю Ларисе дольше оставаться такой же молодой!
Игорь Кондрашов (телепроект «Танцы со звездами»). Слова приводит интернет-издание "Телесемь":
– Помню, Лариса Ивановна заехала к нам с супругой в гости, а в доме из еды ничего толком не было. Так она из простейших вещей приготовила и первое, и второе, и десерт. Я поразился. Что же касается нашей работы, то меня удивила ее терпеливость. Был сложный режим тренировок. За месяц мы выучили два танца – ча-ча-ча и квикстеп. А сейчас для ее юбилейной программы мы тоже готовим номер.
Алексей Ягудин (телепроект «Добрый вечер, Москва!»):
– На съемках проекта Ларисе Ивановне приходилось весь день проводить на каблуках. Хотя она говорила, что лет 10 на них не стояла. К концу дня она уставала и… начинала смеяться без повода. Мы, глядя на нее, тоже начинали хохотать. Со временем мы даже стали ждать этих веселых моментов.
Валерий Ахадов («Живописная авантюра», режиссер):
– В 2007 году в нашем фильме Голубкина впервые снялась c дочерью, сыграла ее маму. Конечно, сколько бы дочке ни было лет, для мамы она ребенок, и Лариса Ивановна делала ей замечания по поводу внешности – поправь то, поправь это. Маша сопротивлялась. Они обе сильные женщины, и их общение не может иногда не высекать искры, но в его основе все равно близость и любовь.