Веселый армянский философ Армен Джигарханян
Сегодня всенародно любимому актеру исполнилось 75 лет! За это время он успел не только сыграть несколько культовых (как Горбатый из «Место встречи изменить нельзя» или судья Кригс из «Здравствуйте, я Ваша тетя!») и множество просто хороших ролей, но и понять важные вещи о жизни, которыми готов поделиться и с нашими читателями.
Ереван-Москва-Гарленд
У Армена Борисовича есть целых три родные страны: Армения, Россия и Америка. Причем каждая из них появлялась в его жизни сама, и только тогда, когда для этого приходило свое время.
Покорить Москву Джигарханян попытался еще в семнадцать лет, окончив школу. Но в ГИТИС его не взяли из-за акцента. Тогда юноша вернулся домой, окончил местный художественно-театральный институт и одиннадцать лет проработал в ереванском Русском драматическом театре имени Станиславского. А за это время столичные «небожители» уже сами им заинтересовались, и в 1967 году 32-летний актер получил от Анатолия Эфроса приглашение в Московский театр имени Ленинского комсомола. С этого момента и началась российская часть его биографии. Причем в Москве он всегда чувствовал себя ничуть не хуже, чем в родном Ереване.
- Я армянин и люблю армян, но так, чтобы тосковать по родине? Нет, - признается он. - Я совсем не восточный человек. Никакой генетики. Даже шашлык замариновать не умею. Вот у меня друг был - русский, милицейский начальник - так он такие шашлыки делал!..
Впрочем, это не мешает ему любить город своего детства. Говоря о нем, артист рисует такой красочный и поэтичный образ, что хочется срочно отправиться в путешествие:
- Ереван красивый. Про него говорят - розовый город, радост-ный, солнца много… Но для меня там есть еще кое-что важное - высокое человеческое достоинство. Лучшего слова не найду, пожалуй... А осень в Армении - это же просто рай. Там персики, на которых можно жениться! А инжир! А виноград!
И Ереван отвечает Джигарханяну взаимностью: когда он приехал сюда на 70-летний юбилей, то стоило ему появиться на улице, как останавливалось движение. Машины просто не могли проехать сквозь толпу почитателей.
А не так давно у Армена Борисовича появилось еще одно любимое место на планете - городок Гарленд в штате Техас, США. Не то чтобы он когда-нибудь собирался в Америку, но в 1999 году ему дали грин-карту по квоте тамошнего правительства для выдающихся деятелей искусства, а поклонник его творчества подарил семи-комнатный дом. Теперь жена Татьяна преподает в местном университете русский язык, а сам актер проводит здесь по несколько месяцев в году.
- Что я там делаю? Сенека в «Письмах к Люцилию» замечательно говорит о главном пути самосовершенствования - «путь размышления, самый благородный». Скажу вам, хотя это и нескромно: я и занимаюсь этим благородным путем размышления. Много читаю, - рассказывает он.
Жизнь за кота
У Джигарханяна было мало любимых людей. Да и не только людей.
Его первый брак распался при мрачных обстоятельствах - жена Алла сошла с ума. Но вскоре, еще в Ереване, он встретил свою будущую вторую супругу Татьяну, с которой благополучно живет до сих пор, уже более сорока лет.
Их история любви покруче любой мелодрамы. Всё началось с того, что однажды в театре Армен увидел красивую девушку, курившую сигарету с длинным мундштуком. И, по его собственному признанию, буквально по запаху почувствовал, что это - его женщина. Прекрасное открытие омрачил только один нюанс - она была женой режиссера, у которого Джигарханян играл в спектакле. Поэтому общались они изредка и чисто по-дружески... Пока однажды не поняли совершенно точно, что должны быть вместе. И сбежали из Еревана в Москву. «Я ее украл, как джигит», - вспоминал впоследствии Джигарханян. Расписались уже в столице. Кольца найти не успели - Армен надел Татьяне перстень, с которым венчалась когда-то его бабушка.
С двумя самыми любимыми существами - женой Татьяной и котом Философом. «За кота и за жену я не пожалею даже жизни», - признавался Армен Джигарханян.
С супругами жила дочь Джигарханяна от первого брака, Лена. Она мечтала пойти по стопам отца и стать актрисой, но в 23 года трагически ушла из жизни - отравилась угарным газом в машине. С тех пор у актера осталось только любимые жена и кот Фил (полное имя - Философ). О его огромной привязанности к питомцу в актерской среде ходили легенды.
- Я, извините за пафос, за кота и мою жену не пожалею даже жизни, - признавался сам Джигарханян.
Вместе с Татьяной Фил эмигрировал в Америку и там умер в возрасте восемнадцати лет. Теперь актер летает за океан только к жене.
Лучше износиться, чем заржаветь
- Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян, - такую эпиграмму на своего коллегу сочинил Валентин Гафт.
- Что случилось с Джигарханяном?! Уже второй день его не видно по телевизору! - подшучивал Марк Захаров.
Действительно, Армен Джигарханян известен как самый снимаемый российский актер. Сам он признается, что сбился со счета своих ролей где-то на 150-й. Но Книга рекордов Гиннесса, отметившая это достижение, утверждает, что их было более 250. И это вовсе не значит, что он снимается во всем подряд, без разбора. Карен Шахназаров, например, безаппеляционно утверждал: если роль играет Джигарханян, это хорошая роль! Действительно, его герои в «Собаке на сене», фильмах о неуловимых и сейчас частые гости на наших экранах. Сам Джигарханян так комментирует свою поразительную работоспособность:
- Разве я могу дать себе команду: сегодня я буду любить, желать, страдать, а завтра должен воздержаться? Мне не приходилось встречать людей, способных «дозировать» творчество. Выражаясь восточным языком, наши возможности - кувшин, из которого выливается ровно столько, сколько в нем есть. Есть хорошая армянская поговорка: «Лучше износиться, чем заржаветь».
В подтверждение того, что ржаветь он не собирается, 75-летний артист вовсю продолжает пополнять свой рекордный список. Всё лето он провел на съемках сериала «Пусть не кончается любовь», который выйдет на экраны в 2011 году.
Секрет счастья - в одиночестве
Джигарханян нам интересен не только как знаменитый актер, но и просто как гармоничный человек, который умеет получать удовольствие от жизни, несмотря ни на что.
- Он похож на веселого армянского философа - странное сочетание мудрости, хохм и парадоксов, - восторженно рассказывает молодая актриса из театра Джигарханяна.
В чем же заключается его философия? В том, чтобы не придавать большого значения имиджу и внешним проявлениям, а просто жить так, как нравится.
- Мне объясняли, что нельзя в свитере приходить к Председателю Совета Министров. А я шел, - смеется он. - Когда-то давно я встречался с писателем Уильямом Сарояном, и он сказал: «Когда ты будешь окончательно одинок, тогда ты станешь самым счастливым человеком в мире». Только сейчас, к 75 годам, я начинаю понимать, что он имел в виду. Да, мне нравится общаться с людьми, но вот беседа закончится, я поеду домой, выпью височки, посижу, прилягу... Буду один, и мне будет хорошо с самим собой.
«Юношеский задор в старости - грустное зрелище»
Свой уже весьма солидный юбилей празднует в весьма и весьма хорошей физической форме. Как Армену Джигарханяну удается в таком возрасте активно сниматься, руководить театром, мотаться через Атлантику? Очень просто: режим дня и немного здравого отношения к жизни.
- Есть такое хорошее слово - сдержанность, - говорит он. - В питании, в принятии «застольных» напитков. Например, сегодня я поеду в один армянский дом, где будет хороший обед. Но если через два дня спектакль, я меньше буду есть, а назавтра подольше посплю. Мы должны жить в своем возрасте. Я никогда не забуду: видел первый раз, когда Элла Фицджеральд пела. И она была старая уже, вышла в очках и пела про любовь. Тогда я понимал, что про любовь рассказывает человек, который всё пережил в жизни. А когда человек в годах и с юношеским задором - грустное зрелище.
Алиса Сопова.