Светлана Тома: Любви меня научил Алексей Баталов

Светлана Тома: "Женщина всегда должна оставаться самодостаточной! Тогда она будет интересна мужчине в любом возрасте!"

В детстве мне хотелось хотя бы отчасти быть похожей на своенравную цыганку Раду из фильма «Табор уходит в небо», одним взглядом останавливающую табун лошадей. А сейчас, спустя пару десятилетий, после близкого общения с исполнительницей этой роли, а также многих других в не менее популярных картинах, я поняла, что Светлана Тома может научить гораздо большему, чем ее киношные героини. Более того, наблюдения этой удивительно энергичной, жизнерадостной, а также поразительно стройной 65-летней актрисы пригодятся всем читателям «Донбасса».

Ем только то, что помогает здоровью

Интервью Светлана Тома дает крайне редко. Так что я не особо надеялась на успех, хотя мечтала о положительной реакции звездной гостьи, едва узнав ее среди прочих коллег-артистов. В «Донбассе» мы часто пишем об известных женщинах, акцентируя внимание на их опыте по уходу за собой, чтобы можно было его использовать. Но Светлана Тома, оказывается, вне конкуренции! Даже голос - и тот молодой, звонкий! Наследственность или образ жизни? Об этом, а также своих прекрасно-странных отношениях с известным режиссером Эмилем Лотяну Светлана Андреевна эксклюзивно рассказала нашей газете.

- Да, я с вами согласна: мне удалось хорошо сохраниться! - засмеялась актриса. - Сложно объяснить, благодаря чему в первую очередь. Во-первых, природные данные - у всех нас они разные. Во-вторых, та среда, в которой ты развиваешься: я выросла в деревне, в прекрасной семье, меня все очень любили - а это очень важно для ребенка. И даже когда я гостила у тетушек в Европе, где нужно было вести себя как светская дама, чувствовала себя комфортно. Но самое главное происходит в тот момент, когда в юности ты начинаешь сам себя формировать. Не люди, которые тебя окружают, а ты сам. Хотя мне повезло: в моей жизни оказалось много прекрасных талантливых людей. Моими партнерами были Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Олег Басилашвили, Олег Янковский, Маргарита Терехова, Николай Караченцов… Но это не значит, что мне не встречались люди коварные или какие-то не очень хорошие. Кто-то из философов сказал: «Каждый человек - твой учитель». Так вот, отрицательный опыт тоже имеет большое значение. Именно тогда ты сам выбираешь, как реагировать на ту или иную ситуацию: спокойно или нервно, копить ли в себе обиды и претензии - а ведь всё это отражается на внешности! Вот мне 65 лет, это не секрет. Но ведь главное, как я себя ощущаю! Важно помогать самому себе хорошо выглядеть. Я тридцать с лишним лет не ем мяса, яйца: сама пришла к этой мысли и начала есть другие продукты, которые дают человеку только здоровье. А вообще всегда ем только когда хочется, а не потому что наступило время обеда. Человеку нужно не так много еды: желудок - как мешок, и если ты в него бросаешь много - он расширяется, требует еще больше. И мы поглощаем всё подряд. Вы сами видите - эти молодые ребята, у которых пивные животы… Они даже не понимают, что это неэстетично! Я уже не говорю, что это плохо для здоровья!

- Вы всегда с гордостью говорите, что из всех сложных ситуаций вам удается выходить с гордо поднятой головой. И ничто не может вас сломить…

- Главное - всегда оставаться человеком и не изменять себе. В каждом из нас есть внутренний голос и голос разума, которые постоянно спорят. Вот мы смотрим, как живут другие люди, думаем, а не поступить ли нам так, как они, ведь так проще и выгоднее. В такие моменты важно услышать свой внутренний голос, который очень тихо шепчет «Не изменяй себе, будь порядочным человеком! Надо себя уважать!». Хотя голова продолжает: «Да ты что - дура? Ты же себе хуже делаешь!..» А еще мы часто забываем, что, кого бы мы из себя ни изображали - со стороны всё видно. Мы друг друга очень точно сканируем. Важно только не лениться анализировать результаты.

С Лотяну я перестала быть собственницей

- Светлана Андреевна, у вас нестандартная судьба. Вам было всего 17 лет, когда в вашей жизни произошел серьезный перелом: вас взяли и забрали во взрослую жизнь. В которой было всё, включая сложную любовную историю…

- Она была сложная, но прекрасная!

Речь идет о многолетних отношениях актрисы с дважды женатым, старшим на 12 лет режиссером Эмилем Лотяну, который и привел ее в кино: заметил стоявшую на троллейбусной остановке девушку - она ехала поступать на юрфак - и позвал на пробы.

- Я никогда не была его женой официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь... Я с Лотяну никогда окончательно не расставалась. Эмиль всегда оставался моим близким человеком, даже если мы месяцами не виделись. Он, работа, дочь - я разрывалась между ними. Развитию отношений это не способствовало: близость исчезала. Я же искала привязанности, нежности, доверительности... У меня появился другой мужчина, с которым впоследствии сложились длительные и глубокие отношения - на многие годы. Эмиль Владимирович о переменах в моей жизни догадывался, но мы никогда их не обсуждали. Он всегда считал меня своей женщиной, даже когда у него были другие привязанности. У каждого из нас в какой-то момент началась своя, обособленная жизнь, но отношения оставались очень доверительными. Мы прошли огромный путь вместе. С ним я совершенно не думала о свадьбе и платье. Чем отличается официальный брак от неофициального? Только штампом в паспорте. Ведь любовь - эт
о что-то эфемерное, флюидное. Ты никогда не сможешь объяснить, почему хочешь быть с этим человеком и почему любовь уходит... Это великая тайна. Мы оба проросли друг в друга. Когда не стало моих родителей, именно Эмиль стал для меня поддержкой и опорой. С его уходом я окончательно ощутила себя сиротой, - вот так говорит о своей главной любви в жизни Тома.

- Светлана Андреевна, я по-женски оцениваю вашу историю, примеряю на себя и понимаю, сколько вы переживали, страдали… Как вы саму себя поддерживали, что говорили себе в самые трудные моменты?

- Чувства к Эмилю Владимировичу были со мной всегда. И переплавились в то, что я перестала быть собственницей. Он стал настолько мне дорог, что я могла долгое время не быть с ним рядом, но ничего от него не требовала. Хотя изначально мы все, когда влюбляемся, говорим: «Моё! Никому не отдам!» Но ведь это не любовь! Любовь - это когда ты хочешь, чтобы человеку, которого ты любишь, было хорошо. Этому меня научил когда-то Алексей Баталов, когда я еще была на третьем курсе театрального. Он говорит: «Представь, что молодой человек назначил свидание девушке на шесть часов вечера и ждет час, второй - а ее всё нет. Так вот если он в этот момент думает: «Паршивка такая! Больше не буду с ней видеться!» - это не любовь. А если парень переживает, не случилось ли чего с его любимой - это уже настоящее чувство». Эмиль Владимирович Лотяну был в моей жизни до последнего своего дня (он умер в 2003 году). Я понимала, что он - бесконечный талант. Что ему, как мужчине, как творческому человеку, нужны новые впечатления. Но то, что
связывало нас с ним, это абсолютно другая история.

- Но ведь часто женщины в таких ситуациях начинают подстраиваться под любимого, жертвовать собой. А вам удавалось параллельно строить личное счастье с другими мужчинами… (Тома вышла замуж за однокурсника Олега Лачина, родила дочь, а вскоре молодой муж трагически погиб. - Прим. И.П.).

- Жертвовать собой нельзя! Нужно всегда оставаться самодостаточной, иначе в какой-то момент перестанете быть интересной своему мужчине! Да, все мужчины мечтают о борще, тапочках и чтоб жена была под боком. Но вместе с этим, у них в голове заложена потребность гордиться своей женщиной: чтобы ею интересовались другие мужчины и у них горели глаза при взгляде на его спутницу. Такова мужская природа. Так что нам нельзя полностью растворяться в наших избранниках. Да, надо любить, быть преданной, но при всём этом оставаться несколько независимой, сохранять внутреннюю свободу. Этого я желаю всем вашим читателям. А еще - успеха вашему изданию, в котором работают такие деликатные журналисты. Если бы не это ваше качество - я бы не стала общаться. Но с вами мы приятно поговорили.

Я обожаю своего зятя!

- Светлана Андреевна, ваша семья сегодня - это…

- Моя дочь - известная актриса Ирина Лачина, внучка Маша, которую я обожаю: она студентка пятого курса, учится режиссуре. Ну и замечательный зять Олег!

- Дружите с ним?

- Я его обожаю! У меня прекрасный зять, потому что он любит мою дочь и предан семье! А мне больше ничего не нужно! Я никогда не вмешивалась в их жизнь. И считаю, что этого нельзя делать категорически! Нельзя, чтобы дочка прибегала и жаловалась: «Мама, он такой…» А я бы звонила и говорила: «Ты что там!..» Да Боже сохрани!

- Часто собираетесь всей семьей?

- Да! Мы живем по московским меркам недалеко друг от друга: три остановки на метро. Мы прошли через многое: когда-то даже жили вместе в коммуналке. Но мы справились. Сейчас регулярно ходим друг к другу в гости, а вот на днях, как это ни странно для тещи и зятя, поедем все вместе отдыхать в прекрасную страну Израиль.

- Возможен такой вариант, что вы втроем, вместе с дочкой и внучкой (Маша дебютировала несколько лет назад в сериале «Маросейка, 12». - Прим. И.П.), сыграете в одном фильме?

- Это вряд ли. Хотя с Ириной мы снимались один раз. Кстати, в Украине, в сериале «Леди Бомж». А еще у нас с ней был совместный спектакль. Сейчас подобных проектов нет, зато я недавно закончила очень интересную работу у прекрасного режиссера Веры Сторожевой: в начале сезона этот фильм покажут по «Первому каналу». Картина называется «Развод». Я там играю очень не свойственную мне роль - ничего подобного я еще не делала. Жду премьеру с нетерпением и с опаской! Очень волнуюсь, потому что давно не появлялась на экране, причем в такой большой роли и такой характерной. Последний раз вы меня могли видеть в «Бедной Насте» - помните, был такой кинороман? После этого появлялась только в мелких ролях. А еще сейчас готовится новый спектакль с моим участием.

- Знаю, что у вас в семье все друг друга очень любят. И вы, когда хотите повлиять на своих девочек, просто называете их… по имени.

- Дочь для меня всегда - Ириша. Так с детства сложилось, что лишь когда я была ею недовольна, то называла Ириной. То же с Машей. У нас с ней замечательные отношения, и я придумываю ей всякие ласковые имена. Очень люблю имя Маруся. А когда вдруг строго говорю ей: «Маша!» - она всё понимает. Для внучки я просто Света: когда она родилась, мы жили все вместе. Зять изначально называл меня Светой, все, кто бывал в гостях - тоже. Внучка привыкла - так и осталось. Комплексов, свойственных женщинам моего возраста, у меня нет. Наоборот, я считаю, что слово «бабушка» - теплое, энергетически уютное.

Светлана Тома


Ирина Панская.
Читайте также: