Лариса Лужина: Высоцкий ухаживал за мной лишь в шутку

Лариса Анатольевна в роли Тамары Береговой из сериала «Маруся».

Народная артистка РСФСР, лауреат Национальной премии ГДР (за роль в сериале «Доктор Шлюттер») Лариса Лужина снялась в более чем 60 лентах, в том числе легендарных «На семи ветрах» и «Вертикали». Она и сейчас, в свои 72, нарасхват: одновременно занята в трех проектах, один из которых, сериал «Маруся», демонстрируется на телеканале «Украина». Вернувшись после очередных «марусиных» съемок в Геленджике и собираясь на московские - двухсерийного фильма «Улыбка судьбы» - Лариса Анатольевна поделилась с «Донбассом» воспоминаниями о нашем земляке Леониде Быкове, а также Владимире Высоцком (который посвятил ей песню «Она была в Париже»), работе уборщицей и манекенщицей, а еще - планами заняться живописью.

Велосипед отправил в уборщицы


- Лариса Анатольевна, недавно вы приняли участие в проекте «Бабье лето» - и фотовыставке, и цикле телепередач. Какие ощущения от встреч со столь же легендарными актрисами - Светланой Светличной, Риммой Марковой, Адой Роговцевой?

- Очень хорошие и теплые! Приятно было и с ними пообщаться, и с телеведущим Сергеем Майоровым. Устроили  очень красивую презентацию фотовыставки - сначала в Москве, а потом в Питере. Кстати, приезд четвертого марта в город на Неве, где я появилась на свет, совпал с моим днем рождения. Во время блокады я потеряла старшую сестру, отца и бабушку, которую убило осколком. Но я всё равно люблю этот город. Правда, ближе мне Таллин - в нем прошли отрочество и юность, и Москва, где живу уже более полувека.

- Помните свой первый заработок?


- Я тогда была в седьмом классе. Одолжила у соседского мальчика велосипед и махнула с подружкой в лес. Оставили транспорт в овраге, сами увлеклись сбором ягод. А когда вернулись, велосипеда уже не было. Чтобы возместить потерю, на каникулах мама подружки устроила нас уборщицами в депо. Через месяц получила первую зарплату - 40 рублей. Велосипед к тому времени нашелся, так что я с чистой совестью потратила деньги на темно-зеленое кашемировое платье.

Зефир, Минздрав и подиум


- Актрисой вы мечтали стать с детства. Но почему-то сменили на пути к призванию так много профессий. И таких разных...

- Да-а-а, на сцену меня тянуло всегда. Еще в Кузбассе (мы жили там до Таллина) я выступала на новогоднем утреннике на мясокомбинате, где тогда работала мама. Читала стихотворение Твардовского «Исповедь танкиста». Так проникновенно, что зрители плакали. А директор угостила меня котлетой. До сих пор помню этот вкус... Потом, уже в Эстонии, занималась в драмкружке бок о бок с Владимиром Кореневым, позже сыгравшим в «Человеке-амфибии», Игорем Ясуловичем, а также Виталием Коняевым, с которым мы потом снялись в «Тишине». Так что поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино ехала не с «чистого листа». Но вместо того, чтобы раскрыться, стала вдруг скованная, зажатая. И вернулась в Таллин ни с чем. Устроилась на фармацевтический завод - заворачивать таблетки. Но долго там не выдержала: работа неинтересная, чувствовала себя автоматом. Мама, трудившаяся на кондитерской фабрике «Калев», устроила меня туда.

- С тех пор зефир не любите?


- Совершенно верно! - смеется артистка. - Я выдавливала из двухкилограммового кулька зефирную массу в специальные формочки. С тех пор, как увижу зефир, так у меня начинает першить в горле - на всю жизнь надышалась сахарной пудрой... Работа была сдельная, в три смены. И когда появилась возможность уйти в секретари к министру здравоохранения, я сделала это с радостью. Письма писала-отправляла, не пускала к нему просителей. Не очень мне это всё нравилось, не люблю я отказывать. Да и не умею. Однажды увидела объявление в газете о создании в Таллине Дома моделей. Откликнулась. С моими параметрами (стройная фигура, рост - 172 сантиметра) я им подошла. Министра, конечно, возмутило, что его секретарь дефилирует на подиуме, ставшем для меня своеобразной заменой сцены. Так что из Минздрава я ушла. Меня называли «улыбающейся манекенщицей» за то, что не выглядела отрешенно, а дарила всем хорошее настроение. В 1959 году на одном из показов меня приметили работники Таллинской киностудии. И пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в фильме «Незваные гости». Ну, а потом уже были ВГИК, мастерская Герасимова-Макаровой и съемки, съемки, съемки.

Мягкий Быков, высокомерный Тихонов


- В вашем послужном списке множество ярких работ. Какая больше всего запала в сердце?

- Конечно, роль Светланы Ивашовой в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», куда меня, студентку, «сосватал» Сергей Герасимов. Я играла там практически свой характер. А какая компания подобралась - Леонид Быков, Толя Ромашин, Вячеслав Тихонов! В одной из сцен Ростоцкому пришлось со мной помучиться. Мне нужно было раздеться до пояса, чтобы ополоснуться в бочке с водой. Это сейчас практически любая актриса разденется и глазом не моргнет. Мы же были воспитаны по-другому. Может, и ложная, но скромность имелась. В общем - ни в какую я не соглашалась! Лишь когда пригласили дублершу - совершенно на меня не похожую, во мне возмутилась артистка. И я сделала всё сама... Этот фильм мы представляли на Каннском фестивале. И на одном из приемов я станцевала твист - очень популярный, но считавшийся в Союзе непристойным и буржуазным. Когда вернулись в СССР, министр культуры Фурцева, увидев французский журнал «Пари Матч» с моим танцующим фото и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки», решила отлучить меня от дальнейших поездок за рубеж. Спасибо, вступились Герасимов, Ростоцкий и Чухрай.

Лариса Лужина и Вячеслав Тихонов в фильме На семи ветрах.

Лариса Лужина и Вячеслав Тихонов в фильме «На семи ветрах».

- Как складывались отношения с партнерами по съемкам - Леонидом Быковым, Вячеславом Тихоновым, Владимиром Высоцким?

- Леня Быков был удивительно мягкий, добрый человек. С таким очень комфортно работать. Умел сказать доброе слово, поддержать, подсказать что-то, причем - ненавязчиво. У него и в помине не было звездной болезни. А вот у Тихонова, сыгравшего перед этим белого офицера в фильме «Две жизни», ее признаки просматривались. Высокомерный такой ходил... Что же до Володи Высоцкого, с которым мы снимались в «Вертикали», то он был жестче Лени Быкова, но в то же время добрый. Весь такой теплый, радостный. Никто рядом с ним не мог сделать подлость. Нам приписывали роман, особенно, когда стало известно, что именно мне, побывавшей к тому времени в Каннах, Париже, Осло, Тегеране (естественно, я делилась рассказами об этом, не подозревая, что бард всё «мотает на ус»), он посвятил песню «Она была в Париже». Но это всё - глупости. Владимир пытался ухаживать за мной, но делал это, скорее, в шутку. Даже песня у него получилась шуточная. Уж если бы речь шла о любви, он посвятил бы мне «Дом хрустальный на горе для нее», - улыбается Лужина.

Рецепт оптимизма


- Вы с Сергеем Никоненко сыграли в 320 сериях «Любовь как любовь». Сейчас одновременно снимаетесь в «Марусе», «Улыбке судьбы», «Сердце Марии». Когда и как отдыхаете?

- Ну, в каком-то роде работа для меня и есть отдых. Раньше, когда выпадало свободное время, шила, в бассейн ходила. Сейчас периодически вырываюсь на дачу - она в 56 километрах от Москвы. Недавно вот мольберт купила. Попробую заняться живописью - вдруг получится. Я же в свое время даже на занятия в худинститут ходила. Готовка для меня тоже своеобразный отдых. Сын любит салат из курицы с черносливом и майонезом. Еще можно добавить туда ананасы. Хорошо удаются мне щи (кислая капуста, чеснок, грибы), актуальные особенно сейчас - в пост. Соседка сколько ни пыталась, не может такие приготовить. Смеется, что я свои заговариваю.

- Верите в мистику, приметы?

- Не очень. К экстрасенсам не хожу. Знаю и про черную кошку, и про то, что нельзя плевать через правое плечо (на нем сидит ангел-хранитель), но голову себе этим не забиваю. Хоть был у меня в жизни один мистический эпизод. Парень, с которым я встречалась, учась в десятом классе, окончил мореходное училище и уехал в Иркутск. Клялся в любви, обещал писать и подарил на прощание гитару. И как-то ночью на ней одновременно лопнули все струны. А на следующий день приехал друг моего морячка и рассказал, что тот женится, а будущая супруга ждет ребенка.

- Что помогает переживать трудности, которых в жизни было немало?


- Я быстро забываю всё плохое, стараюсь подольше радоваться хорошему. И часто улыбаюсь. Как в те годы, когда ходила по подиуму...

Четыре бывших и настоящих

Несмотря на шикарных партнеров по съемочной площадке, в актеров Лариса Лужина никогда не влюблялась. В режиссеров, впрочем, тоже. «Мне больше нравились операторы», - признается она. Ими и стали два ее первых мужа.

С Алексеем Чардыниным (оператор на фильмах «Журналист», «Иван да Марья», «Не ставьте лешему капканы») она познакомилась еще на втором курсе ВГИКа. Поженились после института. Брак не выдержал испытания разлуками (актриса как раз была на пике славы) и спустя семь лет распался.

Вторым супругом стал Валерий Шувалов (оператор лент «12 стульев», «Экипаж», «Интердевочка»). В этом браке у Лужиной в 1971 году родился единственный ребенок - сын Павел. «Снималась до последнего - с животом, - вспоминает Лариса Анатольевна. - А после того как Пашенька появился, я почти сразу уехала куда-то пересниматься. И сын жил у моей мамы». Когда ему было шесть, родители расстались.

Не сложились и два последующих брака актрисы. Но она не унывает: «У меня есть трое внуков, любящий сын, который по окончании Ленинградского киноинженерного института работает звукорежиссером. Целых четыре мужика!».


Андрей Кривцун.
Читайте также: