От гусара до пацака: самые яркие роли Яковлева
Великолепный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в котором Юрий Яковлев блестяще сыграл Ипполита, во многом отзеркалил жизнь артиста, где хватало неожиданных поворотов. Сын юриста, он во время войны работал с мамой в госпитале, потом некоторое время трудился помощником механика в гараже при посольстве США. Мечтал стать архитектором, поступить на факультет международных отношений МГУ. Но двинул во ВГИК. Где провалился - приёмная комиссия посчитала, что Яковлев некиногеничен. Первый курс знаменитого Театрального училища им. Щукина окончил с… «двойкой» по актёрскому мастерству. А в итоге сыграл множество ролей в театре и кино, стал народным артистом СССР. Сегодня Юрий Васильевич отметит свой 85-летний юбилей в Академическом театре им. Вахтангова, где служит более 60 лет! «Пройдёт спектакль «Пристань», готовится выставка. Решили не представлять в экспозиции послужной список из сыгранных ролей, а взять фотографии домашние, бытовые, весёлые, несерьёзные - те, которые никому, кроме членов семьи, неизвестны, - делится Яковлев. - Семья и соберётся - театральная. Всех без исключения работников театра после спектакля буду ждать в Малом зале за накрытыми столами. Молодые готовят капустник. Никакого официоза, никаких оркестров. И, заметьте, ни одного чужого человека». И сам он для миллионов людей - не чужой. Фильмы с участием Юрия Васильевича зрители разных возрастов смотрят уже более полувека. Сегодня мы расскажем о съёмках четырёх наиболее любимых лент.
Лошадиные страсти «Гусарской баллады»
После «Гусарской баллады» поручик Ржевский стал героем множества анекдотов.
Героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (её прообразом была Надежда Дурова) «пробивали» с трудом. Киноначальство считало, что фильм искажает героическую русскую историю. И если бы не помощь директора «Мосфильма», знаменитого режиссёра Ивана Пырьева, Эльдар Рязанов мог и не снять эту прекрасную ленту. Пырьев же «сосватал» в поручики Юрия Яковлева, ранее блестяще сыгравшего князя Мышкина в его «Идиоте».
- Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съёмку лишь на два-три часа, - вспоминает Яковлев. - А в разгаре была очень холодная зима. И вот очередная съёмка. С моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: «Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, она очень смирная!» Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! «Ничего себе, думаю, - смирная»… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на неё. И командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Держусь… Шашку отбросил, обнял шею лошади - несёмся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с неё. Это самое яркое воспоминание о тех съёмках…
Царские шалости в «Иване Васильевиче…»
В свой фильм Гайдай зазвал Яковлева не сразу. Режиссёр хотел, чтобы роли управдома Ивана Бунши и царя Ивана Грозного исполнил любимый им Юрий Никулин. Но не вышло (по одной версии - помешал слишком плотный график в цирке, по другой - сам артист не захотел сниматься в ленте по пьесе Булгакова, которая вполне могла оказаться «на полке»). Пробовался Евгений Лебедев, но его Грозный оказался слишком серьёзен. Не сразу всё вышло и у Яковлева.
- Сначала пришлось довольно трудно, - признаётся он. - Царя всерьёз играть было нельзя, потому что это комедия. В то же время нужно было постараться даже в нелепейших ситуациях сохранять внутреннюю величавость. А Буншу - изображать другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашёл к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперёд, и они стараются её скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он ещё и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось...
Юрий Васильевич так вошёл в раж, что сам дал задание гримёрше срезать ему чёлку и предложил эпизод, когда из-под царского подола предательски выглядывают носки и ботинки Бунши. А ещё - развлекался с коллегой по Театру Вахтангова и гайдаевской комедии Владимиром Этушем, устраивая на съёмочной площадке деланную перебранку: «Смерд!» - «От смерда слышу!»
Кстати, одной из наиболее популярных крылатых фраз в истории советского кинематографа стала произнесённая Яковлевым в этом фильме: «Я требую продолжения банкета!».
Страшная «Кин-дза-дза»
«С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и ёмко», - вспоминает Яковлев особенности съёмок в ленте Данелия.
- Я лежал в больнице, и вдруг - звонок от Данелия. Он поинтересовался, когда я выйду. «А когда надо?» - «Сейчас!» - «Хорошо, я завтра выйду. А что?» Он сказал: «Я очень хочу вас снимать». Я согласился, хоть в сценарии ничего не понял, - вспоминает Яковлев то, как перевоплотился в пацака Би в фантастической ленте «Кин-дза-дза». - Просто жутко интересно было сняться у Данелия, да ещё и с такими партнёрами - Леоновым, Любшиным.
И попал Юрий Васильевич в ад. Потому как работал без отрыва от родного театра, а съёмки проходили в Каракумах.
- График был суровый: в шесть утра - выезд в пустыню, иначе снимать нельзя - жара страшная. Днём температура песка доходила до 80-90 градусов. К тому же каждые два-три дня я летал в Москву и обратно: продолжал играть спектакли. И так всё лето и осень. Это, наверное, мои самые сложные съёмки, - признаётся народный артист. - Ещё и со сценарием случались большие накладки. За день до съёмок Данелия раздавал нам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ту же ночь он успевал полностью переписать сцену! И утром, как ни в чём не бывало, подсовывал совершенно новый текст. А он-то был, мягко говоря, нестандартный....
Яковлев не скрывает, что и когда впервые увидел картину, опять-таки в ней ничего не понял. Как ранее в сценарии. И был страшно разочарован и в Данелия, и в себе.
- Впрочем, хоть старшее поколение картину не приняло, молодёжь от 12 и старше и тогда, и сейчас принимает фильм совершенно на ура, - радуется актёр.
Сердечная «Ирония...»
«Моего Ипполита подвело отсутствие самоиронии», - уверен Юрий Васильевич.
Роль Ипполита в культовой рязановской ленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» должен был исполнять Олег Басилашвили. Он даже начал сниматься, но потом у него умер отец, и он отказался от роли... Судьба распорядилась так, чтобы знаменитую фразу «Какая гадость эта ваша заливная рыба…» произнёс именно Юрий Яковлев. Забавно, но в одном из эпизодов, где герой Мягкова выбрасывает в окно фотокарточку Ипполита, вылетает туда снимок с лицом Яковлева. А вот поднимают уже - с лицом Басилашвили. Этот кадр режиссёр не успел переснять...
Барбара Брыльска, играющая Наденьку, вспоминает, что о-о-очень не хотела целоваться с «Ипполитом»:
- Договорились, что снимать будем со спины, и я только сделаю вид, что целую Ипполита. Однако даже при том, что камера стояла сзади, Яковлев всё равно норовил впиться в мои губы. А я упиралась и его отталкивала.
- После выхода фильма мне пришло много писем с одним и тем же вопросом: «За что меня бросила Брыльска?» - улыбается именинник. - Женщин это очень удивляло, ведь тогда были в моде положительные герои. Чтобы сыграть Ипполита, мне пришлось отказаться от важной привычки, свойственной мне в жизни, - постоянно смотреть на себя со стороны. Это отсутствие самоиронии было определяющим недостатком в характере Ипполита, и, мне кажется, именно из-за этого Наденька ушла от моего героя... Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно... Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли. Тот же Стива Облонский в «Анне Карениной». Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души.
Снялся Яковлев и в ленте Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». И хоть лента оказалась слабой, он так объясняет своё в ней появление:
- Люди скучают по любви, понимаете. Так надоело кино про убийства. Хочется нежности, хочется чего-то такого лёгкого, душевного, сердечного. И это есть в продолжении «Иронии...»
Андрей Питонов.