Вертинская танцевала под водой, летала на тросах и «теряла» лицо

«У меня пока ещё очень много энергии. Своих лет я просто не чувствую», - уверяет блистательная Анастасия ВЕРТИНСКАЯ.

«Старости я не боюсь - это нормальная фаза человеческой жизни, никто от неё не уйдёт... Она даётся одним как вознаграждение, другим - как пытка. Мои годы - это, конечно, вознаграждение Господне. Единственное, чего я действительно боюсь, - дряхлости. Но это независящее от тебя физическое состояние. А старость - потрясающее ощущение. И потрясающее время. Потому что ты умён, мудр. Ты всё знаешь. Тебя больше не мучает страсть, не скребёт тщеславие. Ты ничего не завоёвываешь. И в этом отношении моя жизнь - просто благодать», - уверяет актриса Анастасия Вертинская, которой сегодня исполняется 70 лет. Рецептом молодости (а выглядит она - великолепно) Анастасия Александровна делится охотно: «Главное - не испытывать негативных эмоций. На лице человека отражаются все его пороки. Поэтому лучше всего: не быть злым, не завидовать, не ревновать, никого не гнобить, не ненавидеть».

 

Ассоль в трениках

 

По словам юбилярши, взрослая жизнь для неё началась в 12 лет, когда умер отец - поэт, певец и актёр Александр Вертинский. Любила она его очень, впрочем, как и он, бесконечно балуя Настю и её старшую сестру Марианну.

Папа очень не хотел, чтобы дочки стали актрисами. Но у судьбы на этот счёт имелись свои планы. И в 15 лет Настя, которая мечтала быть сначала балериной, а потом - хирургом, оказалась на съёмочной площадке. Режиссёр Александр Птушко, у которого её мама снималась в фильме «Садко», уговорил вдову Вертинского привести одну из дочерей на пробы на роль Ассоль в «Алых парусах».

«Я была спортивно развивающимся подростком: носила которую стрижку и треники, играла в баскетбольной команде... Когда Птушко меня увидел, он не обрадовался... Гримёрша тоже посмотрела с жалостью: «Ну что ты ходишь такая! Ты же всё-таки девочка...» Меня одели в светло-нежное платье, нашли парик, наклеили реснички. И режиссёр меня не узнал, - улыбается Анастасия Александровна. - Меня утвердили...»

 

Такой она была в «Алых парусах».

 

И дебютантка, которая годы спустя преподавала актёрское мастерство в Великобритании, Франции и Швейцарии, сыграла так, что абсолютно не затерялась на фоне Василия Ланового, Олега Анофриева, Ивана Переверзева. Позже Вертинская признавалась, что совсем не похожа на Ассоль: «Я - противоположность этой девочки: никогда не ждала никаких принцев, алые паруса ко мне не приплывали... Мне кажется, до конца режиссёр всё равно мне не доверял. Он видел Ассоль звонкую, а я такой не была. В итоге Птушко переозвучил мою героиню звонким голосом актрисы Нины Гуляевой». Ну, а сама Вертинская в 1979-м подарила свой голос Констанция Бонасье, которую в любимом нами фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» сыграла Ирина Алферова.

 

«Амфибия пришла!»

 

Режиссёр Владимир Чеботарёв, решив экранизировать роман Александра Беляева «Человек-амфибия», дал установку ассистентам, которые разыскивали актёров на главные роли: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра - море». Небесноглазая Анастасия Вертинская, едва пришедшая в себя после съёмок в «Алых парусах», не только абсолютно удовлетворила его внешними данными, но и потрясающей работоспособностью.

«Настя была чудо как хороша и очень хотела сниматься в фильме. Она активно училась и плавать в акваланге, и нырять. Была так упорна, что категорически отказалась от дублёрши - одной из сильнейших спортсменок-подводниц СССР (не устраивала её фигура) - и во всех сценах под водой снималась сама, - вспоминал оператор Эдуард Розовский. - Самая моя большая радость, когда я сейчас смотрю картину, - феерический подводный танец Ихтиандра и Гуттиэре: где Настя с дублёром Владимира Коренева плывёт под водой...»

«Я всё время дрожала - вода была холодная, - делится Анастасия. - А так... Всё было достаточно обыденно. Снимался банальный фильм под водой по произведению на уровне шлягерной беллетристики. Никто не знал, что он станет таким популярным».

 

Кадр из фильма «Человек-амфибия».

 

Однако «Человек-амфибия» выбился в лидеры кинопроката 1962 года (его посмотрели 65 миллионов зрителей), а также получил премию на Международном фестивале фантастического кино в Италии. А юную Вертинскую накрыла волна славы.

«Приходили тонны писем, почтальон стучала в дверь ногой, оставляла на полу огромную кипу и злобно уходила. Когда я выходила из дома, внизу меня ждала непременная группа «ихтиандров». Тогда у нас не было телохранителей и бронированных лимузинов. Мы были доступны всякому. Бабушка строго сказала, что ничего в нашей жизни не изменится, и я как ходила в гастроном за хлебом и молоком, так и продолжала. Надевала платок, очки, но меня узнавали мгновенно. «Лю-ю-юба, - кричали из колбасного отдела, - иди сюда, Амфибия пришла! Ты автограф хотела у ей взять, помнишь?!» Из колбасного бежали, и я писала автографы на бумажках, на чеках, на паспортах, руках и колбасе… В купе, когда ездила в Ленинград на съёмки, ко мне вваливались незнакомые люди, чтобы выпить. Это была постоянная мука», - уверяет Анастасия Александровна.

 

Великолепная Офелия и вялая Маргарита

 

Артистка отмечает: «Моя сознательная творческая жизнь началась с вышедшего в 1964-м фильма «Гамлет» (получил многочисленные награды, в частности, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля - Прим. А.П.). Режиссёр Григорий Козинцев пригласил попробоваться. Я, студентка театрального института им. Щукина, даже не надеялась, что меня утвердят на роль Офелии, потому что её, как правило, играли актрисы с колоссальным опытом».

Однако же - утвердили! И роль удалась! За что она во многом благодарит Иннокентия Смоктуновского. «Он, репетируя Гамлета, и в жизни примерял эту роль на себя: стал замкнут, нелюдим. Не отключался никогда. Даже в буфете. Стоял один, просил с ним не разговаривать. И кругом шептались: он - Гамлет, видите, репетирует, вживается... Он очень трепетно относился ко мне, рассказывал, как надо играть и что такое актёрское искусство... Без него я бы не сыграла так, как сыграла».

Потом были роли второго плана в экранизациях толстовских «Анны Карениной» и «Войны и мира». И одна из любимых работ Вертинской - Мона в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1978). «Роль такая выпадает один раз в двести лет. В ней есть всё: и лирическое начало, и драматическое и комедийное… Теперь таких ролей нет», - делится Анастасия Александровна.

А вот участие в ленте нашего земляка Юрия Кары, замахнувшегося на «Мастера и Маргариту», успехом никак не назовёшь. Экранизация знаменитого романа Булгакова попала в прокат лишь в 2011 году - спустя 17 лет (!) после завершения съёмок. Да и Маргарита сыграна Вертинской откровенно слабо. Критики назвали её вялой, блеклой и искусственной.

Хоть актриса, безусловно, старалась: отказалась от дублёрши как в опасных сценах (полёт Маргариты снимали в четыре часа ночи на уровне третьего этажа; Вертинская была привязана тросами к вертолёту; шесть каскадёров держали её за ноги, четверо удерживали оператора), так и в эротических.

После «Мастера и Маргариты» она мелькнула в «Шизофрении» да сыграла Атаманшу в «Бременских музыкантах & Co» Александра Абдулова. И хоть были авторские телепроекты («Золотое сечение» и «Другие берега»), множество ролей в театре, для большинства зрителей Анастасия Вертинская - это, прежде всего, Ассоль и Гуттиэре.

 

Любимый Никитон и обожаемый Ефремов

Ещё будучи студенткой «Щуки», Анастасия познакомилась с 20-летним актёром, будущим оскароносным режиссёром Никитой Михалковым, за которого вышла в 1966-м. «Меньше всего мы задумывались о том, где нам жить, как зарабатывать деньги, - уверяет она. - У меня не было чувства, что я вышла замуж за артиста. Это был просто мой любимый Никитон. Весёлый, обаятельный, добрейший, очень талантливый… Мы жили и дышали друг другом».

Свадьбу молодые сыграли, когда у них уже был полугодовалый сын Степан. А через три года после рождения мальчика - расстались. «Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шёл своим путём, - поясняла причины разрыва Вертинская. - Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами».

Многие Интернет-источники приписывают Вертинской браки с певцом Александром Градским, музыкантом Павлом Слободкиным, балетмейстером Борисом Эйфманом, однако она уверяет: «У меня был всего один муж - Никита Михалков. Я от романов не отказываюсь, но это - не мои мужья. Самым «долговечным» человеком в моей жизни был Олег Ефремов, за которым я ушла из «Современника» во МХАТ. Он был старше меня на 17 лет, намного опытней, он дал мне жизнь как актрисе. Я его обожала».

По словам Анастасии Александровны, Ефремов, отношения с которым длились почти 20 лет, даже делал её предложение. Но она отказала. «В тот период, когда я хотела за него выйти, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила. Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла», - делится Вертинская.

Впрочем, от одиночества она не страдает: единственный сын, ставший известным ресторатором, подарил актрисе троих внуков. Есть старшая сестра, племянницы. При этом, как радуется Вертинская: «Меня никто ни к чему не принуждает: сын самостоятелен, у внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда и когда хочу. Другое дело, я их обожаю, и сама к ним рвусь».

 

 


Андрей ПИТОНОВ
Читайте также: