Ирэн Роздобудько: Донбасс научил меня держать удар
Поэту и прозаику Ирэн Роздобудько, победительнице многих литературных конкурсов (в том числе трех всеукраинских - «Коронация слова»), обладателю международной литпремии им. князя Юрия Долгорукова, одному из наиболее издаваемых украиноязычных авторов, 3 ноября исполнилось 50 лет. По ее произведениям сняты полнометражные фильмы и сериалы «Пуговица», «Начать сначала. Марта», «Осенние цветы», «Таинственный остров», «Ловушка». До того, как посвятить себя писательству, Ирэн Витальевна была журналистом, диктором на радио, обозревателем на телевидении. Особенно приятно, что эта талантливая женщина родилась и долгие годы жила в Донецке (лишь в 1988-м переехала в Киев). Накануне юбилея наша землячка дала откровенное интервью газете «Донбасс».
Романы с литературой и кино
- Ирэн Витальевна, сколько лет вы уже занимаетесь писательством? Как открыли в себе этот талант?
- С пяти лет я читаю, пишу - с шести. Наверное, эта «болезнь всё записывать» родилась раньше меня… Как пел Окуджава: «Так природа захотела, почему - не наше дело...» У меня нет никакого графика в работе, никакой системы. Пишу, когда есть время (а его практически никогда нет): в дороге, в движении, после активного общения, когда назревает необходимость спрятаться в свой мир. Все книги создавала с огромнейшим удовольствием! Мне жаль писателей, которые испытывают тяжесть от написания книг. Зачем тогда этим заниматься, если тебе нечего сказать людям и… себе? А я просто летаю и делаю то, что хочу, то, чего не могу не делать…
- Как удалось добиться признания?
- У меня изначально не существовало цели чего-то добиваться. Были совершенно другие мотивы: найти единомышленников, спасти кого-нибудь от одиночества и безверия, дать толчок к совершению поступков, избавить от «совкового» страха и т.п. И всё это есть в моих книжках. Оказалось, что многие из поставленных целей достигнуты. А признание… Цитируя любимую мной Лину Костенко: «А справжня слава - то прекрасна жінка, що на могилу квіти принесе...» Признания, по мне, добиться невозможно, если ты пишешь только ради него.
- Каким образом начался «роман» с кино?
- Продюсеры прочитали мои книги, нашли меня и предложили писать сценарии. Сейчас в работе два фильма. Один снимает Олесь Санин под названием «Поводырь», второй на уровне кастинга - отбора актеров. Это исторический авантюрный детектив об Украине начала семнадцатого века... Есть и другие предложения… Мне очень повезло, что я по случайности стала еще и сценаристом. Вот уже три года преподаю кинодраматургию в столичном театральном университете имени Карпенко-Карого.
- В некоторых фильмах вы появляетесь в качестве актрисы. Как проходило перевоплощение?
- Помню, бродила улицами Донецка и ждала вопроса: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». Дождалась его спустя более чем тридцать лет. В «Пуговице» промелькнула на экране в качестве хозяйки картинной галереи, в «Таинственном острове» - хозяйки Острова. И даже получила деньги за съемочные дни! Перевоплощалась легко. Но продолжать это дело у меня желание отпало.
Сюжет «пляшет» от идеи
- Вы перепробовали множество профессий: были официанткой, Снегурочкой, заведующей видеосалоном, шпрехшталмейстером в цирке. Где пришлось сложнее всего?
- Мне никогда и нигде не было тяжело! Единственная трудность - вставать в шесть утра и трястись в транспорте на работу. Остальное было: во-первых - любопытно, во-вторых - забавно, в-третьих… не страшно, в четвертых - мощнейшим воспитанием и закалкой души. Частично весь этот довольно странный жизненный опыт присутствует в моих книжках.
- Откуда черпаете сюжеты?
- Сюжет для меня - это лишь подкрепление той идеи, которая мучает и не дает спокойно спать. Поэтому вначале возникает идея книги - то, о чем хочу говорить. А сюжет приходит потом.
- Как привить молодому поколению любовь к книгам?
- Люди должны иметь мотивацию к чтению. Моя мотивация, которую я часто предлагаю студентам и людям, умеющим мыслить, такова: книга - это универсальный ключ ко всему, чего вы хотите добиться в жизни (к успешности, карьере, к расширению своего узкого пространства до размеров мира). Обязательно читайте детям! Тогда они не станут покорной и тупой биомассой, а всегда будет иметь свою точку зрения и чувство собственного достоинства.
- Что читаете сами?
- Всё «свое» взяла до двадцати пяти лет. Потом узнала, что так и должно быть: человек формируется именно до этого возраста, дальше идут повторы. Сейчас могу себе позволить читать, что попадается под руку. Открытие последнего года - Исигуро Кадзуо, японский писатель, живущий в Британии. Неизменная любовь - Милан Кундера, Милорад Павич, Луи де Берньер. Из украинских писателей обожаю блестящих стилистов Евгена Гуцала, Валериана Пидмогильного, Ивана Багряного…
- Над какой книгой сейчас работаете?
- Она называется «ЛСД», что расшифровывается как «Лицей Слухняних Дружин» («Лицей Послушных Жен»). Достаточно фантасмагорическая вещь, странная и при всей своей антиутопической теме - очень реалистическая. Она уже написана и пока отлеживается - не хочу ее сразу отдавать, играю с ней, как кошка с мышкой... Дописываю роман «Тот, кто не стрелял». Тут всё «проще»: психология одного «беркутовца», охраняющего власть от людей, среди которых - его девушка, одноклассники, соседи по дому. В определенной ситуации он отказался стрелять в них. Хочу понять - почему?
Сказки Калиновской балки
- Есть ли в ваших книгах описания Донецка?
- А как же! Правда, сильно зашифрованные. Детские воспоминания - вообще самые яркие - они присутствуют в романах «Якби» («Если…»), «Шестая дверь» и многих других. Мы жили в районе Донецка, который назывался Калиновкой. В детстве я думала, что это от названия деревца, а потом оказалось, что это - Калининский район. Этот «островок» вспоминаю часто еще и потому, что его в том виде, в котором помню, давно уже нет. Мы жили в маленьком трехэтажном доме на семь квартир, двери которых никто не закрывал на замок - забегай со двора в любую с требованием «попить»! Ходила в школу, а по дороге домой «путешествовала» по балке - таинственному оврагу, который казался мне сказочной страной. Детство в основном проходило на улице и в этой балке. Ключ от квартиры на шее, ноги в синяках, битвы «двор на двор», растрепанные косы и поиски меня взмыленной бабушкой (родители работали в Германии). Во дворе была библиотека, где я тоже «жила» с утра до ночи. В моей жизни оттуда - всё! Ощущение свободы, сказки, истории, память о соседях,
многих из которых уже нет на свете. Хулиганство. Умение постоять себя.
- Вы выросли в русскоговорящем Донбассе, пишете на украинском. Чувствовали ли предвзятое отношение к себе на востоке или западе страны?
- Никогда! Ведь я общаюсь с единомышленниками, вне зависимости от языка, на котором они говорят. А я, по счастью, могу свободно говорить и на украинском, и на русском. Вопрос языка - это манипулятивная вещь, предназначенная для политиков и людей, которые просто не хотят развивать и дополнять свои знания. Меня потрясающе встречали читатели в нашем крае, Херсоне, Одессе, хотя я не переходила на русский... Запад страны объездила почти весь, и то, что я родом из Донецка, только добавляло уважения к Донбассу - такому сложному, неоднозначному, по-детски доверчивому и настоящему во всех проявлениях.
- Когда в последний раз были в родном крае?
- Моя мама живет в Донецке, очень любит его. Год назад у нас были поездки в Мариуполь, в Горловку - прекрасные люди, удивительные встречи. Еще раньше я выступала в донецкой библиотеке имени Крупской, встречалась со студентами университета.... У меня здесь есть одноклассники, друзья по литобъединению имени Сосюры. В общем, Донбасс для меня - тот край, который учил и учит жить, держать удар и... «не гнать порожняк».
Рисует, вышивает, «друзей» не убивает
- Чем занимаетесь в так называемое свободное время?
- Его я посвящаю чему-то новому. В последние два года снимаю анимационные этюды в домашних условиях: двигаю по бумаге фигурки, фотографирую их, и из пяти тысяч кадров получается пятиминутный мультфильм. Иногда рисую, вышиваю бисером, раскрашиваю… батареи в доме (смеется).
- Какое самое интересное открытие сделали, заведя свою страничку на Facebook?
- Открытие одно: не надо было набирать в первое же полугодие более пяти тысяч «друзей». Теперь не могу принять тех, кто действительно мне интересен. А «убивать» тех, кто уже есть, рука не поднимается…
- Как отпразднуете юбилей? Какие подарки хотели бы получить, блюда и напитки увидеть на столе?
- Я всего этого терпеть не могу! И не потому, что боюсь или не люблю своего возраста, на который (пококетничаю немного) не выгляжу, ибо всё еще слышу «девушка» в маршрутках и очередях. Люблю только спонтанные праздники, когда друзья приходят неожиданно, и мы вместе что-то «сочиняем» на стол… Так что сбежим с мужем куда-нибудь в лес или просто отключим телефон и посмотрим хороший фильм под бокал с… бехеровкой (крепкий чешский ликер. - Прим. А.К.).
«Дочь - лучшая книжка»
Этой донецкой школьнице суждено было стать известной писательницей.
Супруг нашей известной землячки, Игорь Жук, как и она сама, - человек уникальный. «Он - астрофизик, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института космических исследований, известный бард, которого когда-то «благословил» Окуджава, - делится Ирэн Роздобудько. - А еще - компьютерный дизайнер, сценарист документального кино, фотохудожник, профессионально играл в футбол и даже управлял самолетом… Много лет слушала его песни по радио и была ими очарована. А познакомились мы случайно - подруга завела к нему «на минутку» переписать фильмы Кустурицы».
У Ирэн есть взрослая дочь: «Яна - скульптор. Очень хороший и независимый человечек, мой дружок и, наверное, моя лучшая книжка».
http://www.facebook.com/amolchanova/posts/467058963333092
Андрей Кривцун.