"Евровидение-2009": ведущие мировые СМИ "обложили" и конкурс, и Россию

Скандал с "гей-разгоном" запомнился миру больше всего.

Несмотря на звучащие из года в год упреки в "кичевости" и утрате "политической невинности",  "Евровидение-2009", которое прошло в Москве, привлекло внимание стомиллионной аудитории и ведущих СМИ планеты. Отмечая фантастический характер шоу, неистовый и экстравагантный субботний финал, все газеты не преминули обсудить субботний скандал в Москве в связи с разгоном милицией демонстрации за права геев. И хотя никто из участников не отказался выступить и не упомянул инцидент со сцены, мировые СМИ сделали вывод - продемонстрировать новое лицо российской столице не удалось. 

В качестве "плюсов" нынешнего Евровидения Москве записали щедрые траты на декор и безопасность, несмотря на экономический кризис и падение цен на нефть. Если победа Димы Билана в Белграде в 2008 году была провозглашена доказательством возрождения России на волне нефтяных доходов, то нынешнее шоу рассматривалось как "нечто вроде генеральной репетиции зимней Олимпиалы-2014", пишет The New York Times.

Однако важный день был серьезно испорчен, когда утром в субботу в центре столицы, на Пушкинской площади, ОМОН, насчитывающий около 1000 милиционеров, помешал запланированному митингу российский борцов за права гомосексуалистов. Попытка сменить место собрания успехом не увенчалась: на Воробьевых горах перед МГУ митингующих также ждали милиционеры в штатском.

В результате, стражи правопорядка с дубинками преследовали демонстрантов по "живописным садам" Московского университета. Около 30 активистов, включая лидера российских борцов за права геев Николая Алексеева и их британского сторонника, известного правозащитника Питера Тэтчелла были задержаны, брошены в автобусы и увезены прочь, описывает события американская Christian Science Monitor. Тэтчелл после вмешательства британского посольства был освобожден.

При этом митинг против геев возле Пушкинской площади в субботу прошел спокойно, и милиция его не разгоняла.

Претензии к организаторам высказали также немцы. Корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung отметил, в частности, что Москва была не рада гостям, съехавшимся из разных стран. Все началось еще с аэропортов, вокзалов и метро: никакой информации, никакой помощи. В Киеве в 2005 году, вспоминает журналист, гостей "Евровидения" в аэропорту встречали студенты, а на специально организованной стойке можно было получить необходимую информацию.

Место проведения конкурса - арена СК "Олимпийский" - скорее напоминала крепость, дружелюбия там явно не хватало, пишет немецкий корреспондент Шмитт. Российские власти, сокрушается он, даже не постарались устроить для гостей мероприятия экскурсии, как это было в других городах. Кроме того, организаторы выставили с конкурса грузин, за то, что они don't wanna put in (игра слов, в которой нетрудно прочитать другое название: "Мы не хотим Путина").

"С одной стороны, российская столица очень старалась предстать в глазах Европы хорошим хозяином, умеющим угодить своим гостям. С лукавством и самоиронией Россия обыгрывала собственные штампы в коротких номерах, демонстрировавшихся в течение музыкального эфира. Это выглядело симпатично и ненатужно. Однако, запретив гей-парад, она рисковала свести на нет весь этот эффект", - говорится в редакционной статье немецкой Sueddeutsche Zeitung. Поэтому должно пройти еще какое-то время, прежде чем Россия на самом деле станет современной страной, которой она очень хочет быть, делает вывод газета.

"Всего в нескольких часах полета от Берлина - города, в котором однополые пары спокойно ходят, держась за руки - и эта гордость сейчас жизненно необходима. В Москве, как и по всей России, геям приходится переносить такие же страх и позор, как те, что выпали на долю Чайковского более ста лет назад", - вторит ей в редакционной статье британская The Guardian.

Геополитический путеводитель по "Евровидению-2009"

По мнению британской The Guardian, конкурс утратил свою "невинность" еще в 1969 году, когда испанский генерал Франко купил победу малоизвестной певице Массиэль, а известнейший британский исполнитель Клифф Ричардс остался с носом. "С тех пор надувательство при голосовании на "Евровидении" начало распространяться подобно страшному вирусному заболеванию", - делает вывод газета.

Более того, "политические" результаты голосования на конкурсе стали предметом серьезного научного исследования. Как утверждает Дерек Гатерер в своей работе "Сопоставительный анализ имитации голосования на песенном конкурсе "Евровидение", в начале было лишь несколько блоков голосования. Например, между Грецией и Кипром.

В период с 1999 по 2005 годы на конкурсе действовало пять блоков, которым ученый дал броские названия: "империя викингов", "балканский блок", "варшавский пакт", "пиренейская ось" и так называемая "большая четверка". Причем, с 1999 по 2008 годы на всех конкурсах, за исключением двух, побеждали члены либо "Балканского блока", либо "империи викингов". Исключением была победа Украины в 2004 году и России в 2008-м. Обе страны входят в "Варшавский пакт". В результате, постоянно побеждают на "Евровидении" одни - восточные европейцы, в то время, как деньги дают другие - "четверка".

Рыбака сравнили с Шагалом

Надо сказать, что самому победителю - русскоговорящему певцу Александру Рыбаку, родившемуся в Беларуси и представлявшему Норвегию - СМИ уделили минимум внимания, в отличие от гей-парада.

Так, американская The New York Times сравнила его номер "Сказка" с "томительной любовной историей", напомнившей ожившую живопись Шагала. Сам Рыбак, которому задали вопрос о его отношении к гей-параду, в ответ отшутился: "Мне жаль, что они решили провести свой парад днем, потому что самый большой гей-парад в мире состоялся сегодня вечером!".

Язвительно "прошлась" по всем конкурсантам британская The Guardian. Обозреватель Стюарт Джеффри не пощадил даже победителя, назвав его песню "такой же приметной, как и тот известный слон из басни". Не повезло также российской финалистке Анастасии Приходько, песня которой, по мнению британца, "вызовет взрыв продаж затычек для ушей по всему континенту". Песня грека Сакиса Руваса "This is Our Night" была названа "зубодробительно- и победно-великолепной в своей банальности".

Эстонцам не понравилась не столько песня "Мамо", которую они окрестили "союз нерушимый в одном флаконе", сколько националистические высказывания Приходько во время российского проекта "Фабрика". Дескать, девушка проповедовала, что немцы должны жить в Германии, украинцы - в Украине, и не забыла сообщить, что она думает о своей чернокожей коллеге по проекту. Неудивительно, что все члены жюри, проголосовавшие за Приходько, оказались связаны с "Первым каналом". "Что хотел изобразить официозный канал этим жестом - догадайтесь сами", - заключает эстонская газета "Вести Недели День за Днем".

Американцы и вовсе назвали композицию "Мамо" "воплощением геополитического беспокойства постсоветской России" (The New York Times ). Шоу украинской "антикризисной девушки" Светланы Лободы, увы, европейские СМИ не упомянули в своих отчетах.

Похоже, только французы по достоинству оценили выступление своей "суперстар" - Патрисии Каас. Сожалея, что она заняла лишь 8-е место, Le Figaro заключило, тем не менее, что это было лучшее выступление представителя Франции с 2002 года.


По материалам: www.seychas.com.ua
Читайте также: