Эрик Серра: Не пытайтесь спеть песню из "Пятого элемента"!
Лучший друг Люка Бессона и автор музыки ко всем его фильмам перед концертом в Донецке рассказал о своих взаимоотношениях со знаменитым режиссером, а также о том, как он написал песню для инопланетянки и чего от него хотели создатели «Джеймса Бонда».
- Вы работали со многими знаменитыми режиссерами. Кто впечатлил вас больше всех?
- Вы знаете, меня никогда не перестает впечатлять Люк Бессон, хотя он и является моим лучшим другом с тех пор, как нам было по восемнадцать лет. На меня производит впечатление не то, что он такой знаменитый, а то, насколько он талантлив.
- Известно, что вы - единственный человек, которому Бессон рассказывает идею и сюжет своего будущего фильма еще даже до того, как написан сценарий. Бывало ли такое, что вы предложили ему что-то изменить, и поправка была принята?
- Как правило, такого не случается, потому что мне просто нечего добавить или изменить. Его истории настолько хороши, что мне остается только сидеть и слушать, раскрыв рот. Только один раз я вмешался - это было около двадцати лет назад, когда мы работали над фильмом «Атлантис». Родители Люка - инструкторы по подводному плаванию, и он сам в юности очень этим увлекался. Так что, заработав денег на «Голубой бездне» и «Никите», он решил исполнить свою мечту и снять документальный фильм об обитателях океана. Естественно, там не было ни героев, ни сюжета, только красоты подводного мира. Но всё равно одна сцена показалась мне какой-то совсем уж бессмысленной. Я сказал Люку: «Мне сложно придумать музыкальное сопровождение к этой сцене, потому что я не улавливаю ее сути». Он ответил: «Хорошо, сделай сам» - и предоставил мне монтажную комнату. Я переделал так, как мне казалось лучше, и ему понравилось. В итоге эта сцена так и вошла в фильм в моем варианте.
- Когда вы писали музыку к «Джеймсу Бонду», вам приходилось следовать какой-то заданной линии, принятой в этой серии фильмов, или у вас был простор для творчества?
- Люди, которые пригласили меня работать над этим фильмом, уже заранее были большими поклонниками моей музыки. Они позвонили мне и сказали: «То, что ты делаешь, - это именно то, что нам и надо. Просто напиши так, как ты это видишь». Единственным требованием было, чтобы в фильме несколько раз прозвучала фирменная мелодия «Джеймса Бонда». И я с этим полностью согласился, потому что без этой мелодии это был бы уже не «Джеймс Бонд».
- Вы единственный композитор, написавший арию для инопланетянки («Танец Дивы» из «Пятого элемента»). На что вы опирались, сочиняя столь необычную песню?
- Я решил, что, раз Дива инопланетянка - значит, она должна делать вещи, для человека невозможные. Поэтому написал партию с элементами, которые было просто невозможно спеть. Затем пригласил в студию оперную певицу Инву Мулу, показал ей эту партию и сказал: «Пойте то, что сможете, а остальное я обработаю». Я предполагал, что она сможет вытянуть не больше половины, а она спела процентов восемьдесят! На меня это произвело очень большое впечатление. А потом, когда я обрабатывал ее голос на компьютере, там был момент, когда голос идет вверх, начинает очень низко и заканчивает очень высоко. Так вот, вначале это мой голос, низкий, а потом сделана склейка между моим голосом и ее. Когда я позвал ее послушать, что получилось, то боялся, что она устроит скандал. Но ей, как ни странно, очень понравилось - она радовалась как ребенок! Ну а спеть эту арию живьем, конечно, невозможно. Я видел на YouTube ролики, выложенные людьми, которые пытались это сделать. Это выглядит совершенно нелепо. Так что поклонникам этого фильма я впредь не советую надрывать свои голосовые связки.
Досье «Донбасса»
Эрик Серра - автор музыки к более чем двадцати блокбастерам, среди которых «Пятый элемент», «Жанна Д’Арк», «Никита», «Леон». В 1989 году получил премию «Сезар» за саундтрек к фильму «Голубая бездна». В последние годы активно сотрудничает с «Цирком Дю Солей» - его авторству принадлежит музыкальное сопровождение к 25 номерам. С 2009 года является президентом Афинского международного музыкального конкурса «Евровойс».
Концерт в Донецке был на грани отмены
То, что Эрик Серра и его группа всё-таки выступили в Донецком театре оперы и балета, можно считать настоящим чудом.
Дело в том, что накануне ночью, когда группа прилетела к нам, выяснилось, что по вине авиаперевозчика часть багажа осталась в Варшаве, где музыканты делали пересадку. По закону подлости, это оказалось именно то оборудование, без которого выступить было совершенно невозможно - в частности, компьютер с семплами. До концерта оставалось меньше суток, а следующий рейс из Варшавы в Донецк был запланирован только через день.
Ситуация казалась безвыходной. Обычно в таких случаях концерты отменяются. Но только не в Донецке! Если уж наши люди сильно чего-то захотят, то остановить их практически невозможно. Утром было принято решение любой ценой доставить оборудование к началу концерта. Истории того, как это осуществлялось на практике, позавидовал бы сам Ян Флеминг. Из Варшавы - в Киев, из Киева - в Харьков, из Харькова - в Донецк. Самолет Киев-Харьков задерживали всеми правдами и неправдами, чтобы успеть перегрузить в него ценный багаж. Водитель мчался из Харькова в Донецк по мокрой дороге со скоростью 200 километров в час и преодолел расстояние между городами всего за три часа.
К восьми вечера аппаратура была в театре. Правда, для того, чтобы подключить ее, пришлось отправить зрителей на затяжной антракт. Зато потом всё прошло по плану: совместное выступление с украинской скрипачкой Ассией Ахат и полуторачасовая программа из культовых саундтреков. И, судя по реакции зрителей, шоу стоило тех усилий, которые пришлось приложить к тому, чтобы оно состоялось.
Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.