Как Матецкий встретил Ротару и насмешил Маккартни
Владимиру Матецкому, песни которого исполняли «Веселые ребята» («Автомобили», «Люби меня, как я тебя», «Чертаново»), Роксана Бабаян («Океан стеклянных слез», «Чары колдовские»), Влад Сташевский («Позови меня в ночи», «Глаза чайного цвета»), Андрей Макаревич («Этот брошенный Богом мир») и, конечно, София Ротару (практически все шлягеры самой известной певицы Украины - его рук дело), в понедельник исполнится 60 лет. Между прочим, краеведы отыскали у композитора донбасские корни. Мол, Владимир Леонардович - правнучатый племянник купца и гласного городской думы Исайя Матецкого, жившего в Маруиполе в конце ХIХ - начале ХХ века. Еще одна связь музыканта с приморским городом - его участие в создании культового фильма «Маленькая Вера», который снимался в бывшем Жданове. В ленте звучат песни Матецкого «Твой голос» и «Как хорошо». А среди любимых композиторов он называет и уроженца Донетчины Сергея Прокофьева. В общем, практически наш человек.
Стали и сплавам предпочел гитару
Удивительно, но столь успешный композитор абсолютно не имеет музыкального образования. Официального. Ни музшколы, ни консерватории не заканчивал. Но с фортепиано знаком с восьми лет. С Володей занималась замечательный педагог Софья Карпеловская - ученица самой Елены Гнесиной.
- Я был неплохим, но задиристым учеником. Задиристым в том плане, что всегда пытался сочинять какие-то импровизации на классические произведения, - признается Матецкий.
Как и многие, он был влюблен в «Битлз», под влиянием которых освоил гитару. Однако музыкальной стезе предпочел… Московский институт стали и сплавов. Впрочем, музыка от него не ушла: в студенческие годы Матецкий стал бас-гитаристом группы «Удачное приобретение», в репертуаре которой вскоре начали появляться и его песни. С «УП» он выступал на «сейшенах» (подпольные концерты) и рок-фестивалях, сотрудничал со Стасом Наминым. А после расставания с группой окончательно стал композитором.
Первые его песни, вышедшие в записи, - «Фортуна» (в исполнении группы «Аракс») и «Больше не встречу» («Карнавал»). Потом к Матецкому потянулись «Веселые ребята», ВИА «Лейся, песня», Яак Йоала. А в 1983 году совместно с Юрием Чернавским он создал «Банановые острова».
- Официально альбом не вышел, его продавали лишь в студиях звукозаписи, что не помешало ему стать популярным, - вспоминает юбиляр. - С песней «Робот» из альбома нас с Чернавским пригласили на съемки «Новогоднего аттракциона» 1983 года. Но режиссер Евгений Гинзбург номер вырезал. Потом песня «Здравствуй, мальчик Бананан» попала (без всякого нашего разрешения!) в фильм «Асса». Там она дала имя главному герою. Компакт-диск «Банановых островов» вышел позже, сейчас он раритет. На нем, кстати, не хватает песни «Зебра» - недосмотр выпускающей компании.
За кулисами с «битлом»
Судьба повернула так, что Матецкий, юношей балдеющей от «битлов» (да и сейчас с удовольствием слушающий их музыку), помог в конце 80-х одному из ливерпульской четверки издать в нашей стране эксклюзивный диск «Снова в СССР».
- Известная организация «Межкнига» попросила меня поконтактировать с персональным менеджером Пола Маккартни - Ричардом Огденом. Я показал ему Москву, как сейчас бы выразились, протусовал его, и в конце концов помог с выпуском пластинки на фирме «Мелодия», - рассказывает юбиляр. - Затем наша дружба продолжилась в Стокгольме, где я записывал с сестрами Базыкиными песню «Moscow Nights». У Маккартни был концерт в рамках мирового тура по поводу выхода альбома «Flowers in the Dirt». Ричард меня пригласил за кулисы, но предупредил, что не надо говорить с Полом на тему «Битлз» и просить его сфотографироваться.
Однако разговор о «Битлз» начал сам Маккартни, после того как Матецкий рассказал ему забавную историю.
- У нас в классе был парень, уверявший всех, что точно знает, будто песня «Мишель» - это о девушке, которую любил весь квартет. Она, мол, умерла, и композиция написана по случаю ее похорон. И якобы под эту песню все четверо «битлов» несли гроб своей подруги, - улыбается Владимир Леонардович. - У Маккартни эта история вызвала дикий смех. В общем, мы вместе повеселились над легендами, возникающими в результате отсутствия информации.
Они тогда беседовали на разные темы, в том числе об искусстве, детях, политике. Даже о «Маленькой Вере», вышедшей на мировой простор.
- Если быть честным, я испытал некоторое разочарование от общения с Маккартни. Вот уж точно: нравится картина, не знакомься с художником, - откровенничает Матецкий. - Раньше была какая-то идеализация - всё-таки «Битлз»! Но, видно, к тому моменту моя юношеская восторженность прошла… А что касается табу на фото, то Пол сам попросил фотографа сделать снимки. Мы снялись вчетвером: Пол и его Линда, и я со своей женой Аней. Через некоторое время ко мне пришло письмо от Огдена: «Володя, ты получил фотографии?» Однако снимки, наверное, «затерялись» на почте...
Притяжение «Лаванды» и спорная «Хуторянка»
Возьмите практически любой шлягер Софии Ротару - и окажется, что не обошлось без Матецкого. Именно он написал музыку к замечательным песням «Было, но прошло», «Только этого мало», «Дикие лебеди», «Ночной мотылек», «Луна, луна», «Весна, что нас свела с ума». И, конечно, для потрясающей «Лаванды», с которой и началось его сотрудничество с Ротару.
С Софией Ротару. «Я горжусь тем, что нас связывает долгая творческая и человеческая дружба и что наши песни, как говорится, пошли в народ», - уверяет композитор.
- Редактор музыкальной редакции «Останкино» Алла Дмитриева попросила создать произведение для дуэта Яака Йоалы и Софии Ротару к «Новогоднему огоньку» 1986 года. С Ротару я еще знаком не был, а вот с Яшей мы даже дружили, - рассказывает Владимир Леонардович. - Начиная работать, я наиграл эскиз музыки и предложил идею песни с припевом «Ла-ван-да-а...» поэту Игорю Шаферану. Но ему идея не понравилась. Я расстроился, однако ненадолго. Почему-то сам в песне был уверен. Позвонил Михаилу Шаброву, и его реакция была противоположной шаферановской!
Шабров сразу стал делать подтекстовку, но в запевах не укладывался в размер. Тогда Матецкий под готовые стихи слегка поменял музыку и записал демонстрационную запись для показа ее исполнителям.
- Первая встреча с Ротару состоялась на 12-м этаже «Останкино». Помню, как певица вошла в комнату, сопровождаемая Анатолием Евдокименко - мужем и худруком ее коллектива, - продолжает композитор. - Соне песня понравилась сразу, а вот Толя эмоций не проявлял. Позже я понял: таков его стиль. Он всегда настороженно относился к новым людям в окружении супруги. Песня прозвучала в новогоднем «Огоньке». Интересно, что 3 января я встретил Вячеслава Добрынина. Мы болтали, и вдруг он говорит: «Видел «Лаванду» в «Огоньке» - гарантирую, она хитом не станет!» Меня это кольнуло, но, к счастью, Славина «гарантия» не сработала.
Популярность «Лаванды» была невероятной. Даже в Финляндии она выдержала около двадцати исполнений и попала в местные хит-парады.
- Я написал много других песен, но получилось, что именно «Лаванда» обладает особым притягательным качеством. Поначалу меня это немного раздражало, но со временем стал к этому относиться терпимее. Тем более, что с этого хита начался наш творческий альянс и дружба с Софией Ротару. Соня добрый человек, но при этом может быть достаточно жесткой. Впрочем, будучи столько лет звездой, нельзя не быть жесткой. Вообще, она очень трогательная женщина, трепетно относится к семейным ценностям. И в этом мы с ней схожи (с супругой Анной именинник живет уже более четверти века, у них есть 24-летняя дочь Мария и 11-летний сын Леня. - Прим. А.П.), чем также объясняется наше долгое сотрудничество.
Впрочем, не всё бывает гладко. «Хуторянка», которая является в каком-то роде биографией Ротару, певице сперва пришлась не по душе.
- Созданные Мишей Шабровым строчки про «девчонку-молдаванку» потянули за собой и гуцульское вступление, и динамичную фактуру. А вот мажорный припев, редко встречающийся в отечественной песне, Ротару смущал, - делится Матецкий. - Она вообще сомневалась в успехе «Хуторянки». Ей казалось, сделанная мною к тому же новогоднему «Огоньку» песня «Как бы не так» для Тани Булановой перспективнее. И днем 1 января у нас с Соней состоялся некий «разбор полетов», причем на повышенных тонах. К счастью, Ротару оказалась неправа - композиция всем понравилась и заняла почетное место в ее концертах.
«Главное, чтобы музыка была хорошей»
- Я сделал много песен в самых разных стилях, - признается композитор, который прекрасно справляется с ролью радиоведущего (на «Серебряном дожде» ведет по субботам передачу «Слова и музыка Владимира Матецкого», рассказывая об интересных отечественных и зарубежных музыкантах). - На стадии сочинения музыки деление не так сильно выражено, как на стадии исполнения или аранжировки. Яркий тому пример - те смешные пластинки, где рок-группы перепевают детские песенки. Что же касается популярной музыки, поп-составляющая всегда сильнее доходит до слушателя. Самая известная песня Шевчука «Осень» - это попса чистой воды, и я считаю, что этого совершенно не нужно стесняться. Сталкивание в нашей стране поп- и рок-стилей - искусственно. Грани между этими жанрами и раньше были достаточно размытыми, а сейчас и вовсе стерты как никогда. Главное, чтобы музыка была хорошей…
Андрей Питонов.