"Дончане, перестаньте бояться!" - призывает немецкий режиссер Андреас Мерц
Премьерой спектакля завершился в Донецке международный культурный проект «Театральная сцена: звуки улиц». Два месяца организаторы потратили на то, чтобы собрать труппу из десяти украинских актеров. А затем пригласили немецкого режиссера Андреаса Мерца и поставили инновационную «Белоснежку».
Творческий дебют прошел в амфитеатре, прямо на бульваре Пушкина. Посетить его мог каждый желающий. Но готовыми к необычному образу Белоснежки с сигаретой в зубах оказались не все. Часть аудитории с детьми отсеялась сразу. И всё же артистам удалось создать настоящее зрелище. Жонглеров огнем сменяли мультяшные персонажи и даже политические деятели.
- Главным моим опасением, - признается Андреас, - было то, что украинская публика не совсем готова к таким откровенным выступлениям. В Германии уличный театр развит очень хорошо. И самые бунтарские постановки именно там. Цель каждого такого спектакля - показать людям их же проблемы.
- Очень непривычно видеть Белоснежку с сигаретой, бутылкой и в откровенном наряде...
- Моя Белоснежка - это воплощение современной молодежи: чрезмерно раскованная, идущая на все соблазны только потому, что так принято.
- Шокирует и появление на сцене Ленина с Гитлером.
- Для украинца политика - неотъемлемая часть жизни. Посмотрите, насколько смешно сегодня слушать лозунги Ленина и насколько противен нам Гитлер. Мы помогаем людям противостоять промывке мозгов.
- А украинские актеры отличаются от немецких?
- Очень! (смеется). Если в Германии актер выходит на сцену, чтобы показать трагичность и вызвать жалость, то украинские ребята в первую очередь думают, как бы рассмешить. Они очень открыты, и поэтому нам легко работать. А главное достоинство всех без исключения - музыкальность!
- Вы работаете в известном театре «Фольксбюне Берлин». Почему решили выйти на донецкие улицы?
- Это мое первое сотрудничество с Украиной, и я вижу большой потенциал. «Фольксбюне Берлин» славится в Германии тем, что ставит много произведений российской литературы. Чехов, Достоевский и даже Лимонов пользуются большим успехом, несмотря на совершенно разный менталитет.
- Как вы считаете, дончане смогут создать уличный театр?
- Конечно! У вас в Донецке добрые и отзывчивые люди. Но им нужно перестать бояться. Это не бунт, но только когда люди начнут говорить о своих проблемах вслух, их можно будет решить. Наконец-то все должны понять, что их источник кроется в обществе.
Немецкий режиссер вздыхает: чтобы завоевать доверие и любовь публики, должны пройти годы. Увы, сегодня скопления людей на улицах почти у каждого украинца вызывают лишь опасение. И ассоциируются непременно с политикой и агитацией. Опасаясь лавины грязного пиара, искать смысл и решение проблем у людей в ярких масках дончане пока не готовы. А вот просто поглазеть на яркое шоу, конечно, всегда рады.
Беседовала Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.