Олег Табаков: Сон, компотик и баранина дают мне энергию!
Неоднозначный спектакль «Похождение» по поэме Гоголя «Мертвые души» с участием именитых артистов - Олега Табакова и Сергея Безрукова - представил в шахтерской столице легендарный Московский художественный театр им. Чехова. Столичные критики уже пять лет спорят на тему, хорошо получилось или плохо, при том, что каждый показ сопровождается аншлагом. В донецкий драмтеатр два вечера подряд спешили не только местные випы, но и киевские чиновники, которым дешевле было прилететь в Донецк, чем в Москву. До перевоплощения в Плюшкина Олег Табаков рассказал о многом.
Вы удивитесь, но к этому человеку-легенде действительно можно обращаться вот так запросто: Олег Палыч. И в ответ вы услышите «Да-да!» с характерными «котматросовскими» интонациями. Однако самым приятным моментом во время общения с Табаковым было не только его добродушное расположение - так здорово было наблюдать, что 76-летний актер излучает оптимизм, жизнелюбие и даже то самое его знаменитое обаяние, которому женщины просто не в состоянии сопротивляться!
- Олег Павлович, сегодня вам удалось соблюсти традицию и вздремнуть в гримерке?
- А как же! Но не в гримерке, а в гостинице. Когда есть возможность, я отдыхаю. Мне это необходимо. Вот «Похождение» для меня спектакль не сложный, а когда играю «Амадей» или что-нибудь вроде «Тартюфа» или «Сублимации любви», то теряю в живом весе граммов семьсот! (С улыбкой пожаловался народный артист СССР, слегка поглаживая самую выдающуюся часть своей фигуры - конечно, живот). Да и вообще, чтобы донецкий зритель встречал меня с таким же радушием, мне нужно быть в форме: когда так встречают - неловко подводить! Поэтому я стараюсь - уже 53-й год! - соответствовать! И по этой же причине свободное время я посвящаю себе, а не экскурсиям по городу: я же не турист! Правда, вашу замечательную «Донбасс Арену» всё же посетил. Впечатления остались очень сильные. Полагаю, что человек, который построил такой объект, среди своих многотрудных занятий по умножению денег находит время и возможность вот таким образом выразить свою признательность, свою любовь к городу.
- Кроме сна, что еще помогает вам аккумулировать энергию и играть рекордное количество спектаклей?
- Иногда за сезон у меня бывает по 80 спектаклей и даже больше… Да, не думаю, что много артистов, как говорят в зоологии, помета 35-го года, способны на такое. А энергию из себя беру! У меня генетика хорошая! Плюс еще имбирный компотик. И баранину на косточке тоже нужно кушать время от времени.
- Вы всегда говорите, что вы не режиссер, а кризисный управляющий. Тем не менее, поставили более 40 спектаклей, в том числе за границей. Проясните ситуацию!
- А что тут прояснять? Бывает, что у человека что-то хорошо получается - как у меня, например, детей делать - он этим всё время и занимается. Я не считаю себя режиссером по таким параметрам, как Юрий Любимов, покойный Анатолий Эфрос. Я умею организовывать дело так, чтобы актеры хорошо играли. Действительно, более двадцати спектаклей я поставил за границей. Раньше у меня было значительно больше свободного времени, и я весьма хорошие деньги получал, работая в Дании, Швеции, Канаде, США, Венгрии, Японии. А потом занялся московским художественным, «Табакеркой» да много еще чем. И теперь могу сказать, что логику человека определяют не его слова, а его дела. Последние шесть лет у нас в «Подвале» стопроцентная посещаемость. А когда в 2000 году умер, Царствие ему небесное, Олег Ефремов, эта цифра равнялась 40 процентам. У меня, собственно, ни мечты не было, ни желания. Но когда горит твой дом, то волей-неволей подставляешь плечо и тащишь ведра. Конечно, я рано начал заниматься такими вещами: мне был 21 год, когда меня назначили заниматься административными вопросами вырождающегося театра «Современник». Одним из главных своих достижений тех лет считаю тот факт, что мне удалось прописать в Москве Женьку Евстигнеева! Вот с чего я начинал! И благодаря этому вот до каких высот поднялся!
- В вас столько жизненной силы!
- Когда я сам об этом думаю, вспоминаю Льва Николаевича Толстого: вот на кого можно равняться! Когда-то у меня был дружок такой - писатель Анатолий Кузнецов, он проживал в Туле, часто бывал в Ясной Поляне и меня туда таскал. Так вот местные женщины в возрасте от 80 лет и выше, когда выпивали с нами грамм по несколько, то очень интересно рассказывали о графе, весело (актер говорит женским голосом): «Ой, такой был шалун заводной! Прислонит тебя к березке и - э-эх!» Я любил слушать их истории - это была информация из первых рук! При том они кормили нас хорошо, а меня клали спать только на постель Льва Николаевича - эти бабульки были сотрудницами музея.
- У вас на лацкане сияет золотая звезда - это награда?
- Да! В этом году, видимо, у разных организаций скопилось большое количество призов и средств, которые надо освоить к концу года. Чтобы не возвращать в бюджет. 9 декабря в храме Христа Спасителя мне будут вручать уже четвертую награду! Знаете, мое поколение уже почти вымерло. Это как когда находят останки мамонта - он, может, и не особый мамонт был при жизни, а тут вдруг стал знаменит! Еще иногда деньги дают. Хотя я зарабатываю нормально и в них не нуждаюсь.
- А сотрудники ваших театров?
- Когда я начал руководить художественным театром, то ввел некоторые правила, и теперь каждый сотрудник получает на ребенка 12 тысяч рублей. Я считаю, что человек не должен думать, сколько он дает жене на еду. Но, увы, сейчас мы переживаем период, который, как говорил Бухарин, называется «равенство всех в нищете». И всё же, практика театров, которыми я занимаюсь, доказывает, что можно труд оплачивать по-другому, зарабатывая основным видом деятельности, не полагаясь только на те средства, которыми помогают мои друзья-поклонники. Кстати, сейчас с их помощью я затеял такую штуку: скоро «Подвалу» будет 25 лет - это серебряная свадьба. Я подумал, ну вот что купить? Машину для театра? Но она сломается довольно быстро. И придумал, чтобы каждый, кто отработал от 15 до 25 лет, получил серебряный набор столовых приборов, который может передаваться из поколения в поколение. Вот на это мне дают деньги. А деньги, вообще, знаете, кому дают? Успешным и не ворующим. И тем, кто на месте не стоит. Театр, как говорили старые педагоги, он, как велосипед: либо едет вперед, либо падает. Третьего не дано!
О Паше и Маше
История возникновения второй семьи Олега Табакова известна всем его поклонникам: после 34 лет совместной жизни с актрисой Людмилой Крыловой и рождения двоих детей он вдруг женился на своей студентке Марине Зудиной, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет, и родил еще двоих наследников. Сыну Паше уже 21 год, дочке Маше - пять лет.
- Олег Павлович, ваши младшие дети чем занимаются, кем вы их видите?
- Когда прихожу, к примеру, после утренней киношной смены домой часов в пять, беру Машку на руки, тискаю ее минут 15 и могу вторую смену уже стоять. Ну, а Пашка уже здоровый, вполне элегантный хлопец. Он, кстати, в этом году поступил в мою театральную школу.
- Фотографы, которые недавно работали у вас дома и фотографировали всех членов семьи, заметили, что ваша Маша растет настоящей хулиганкой...
- Мы живем за городом: когда Маша родилась, я решил, что ребенок должен дышать воздухом, и сдал свою квартиру на Покровке, чтобы платить за арендуемую четвертушку дома в Подмосковье, который является отреставрированной дачей Кагановича... И вот пришел я недавно, и вижу: стоит Маша у бетонного крыльца и смотрит куда-то так внимательно-внимательно. Я говорю: «Ты чего?» - «Вот, папа, жук умер. Надо хоронить». Вот такая она. С мыслями. Но, конечно, энергичная! А что: Маша питается хорошо - чего ж ей не прыгать?!
Безруков переоценивает свои силы
Спектакль «Похождение» на донецкого зрителя впечатление произвел ну очень глубокое. Прежде всего, своим реализмом. Сказано у Гоголя про грязь чавкающую, непролазную - вот она, прямо на сцене, и герои с трудом ходят по ней в резиновых сапогах. И лошади из сна Чичикова не бутафорские, а самые настоящие, аккуратно жующие овес (их, кстати, привезли в Донецк из Харцызска и перед спектаклем накормили успокоительным, чтобы они не вздумали проявить инициативу и самовольно изобразить «птицу-тройку» в самом начале спектакля). А еще - Сергей Безруков, исполнявший главную роль скупщика мертвых душ, который выкладывался на сцене все два часа без антракта. Оценить работу ученика и партнера мы попросили Олега Табакова:
Сергей Безруков без опаски гладил донбасских скакунов: знал, что в галоп они не сорвутся.
- Сережа - очень честный профессионал, но думаю, что иногда он переоценивает свои силы и берет несколько больше трудов праведных, забывая, что нужно иметь время, чтобы полноценно восстанавливаться. Особенно когда он взялся за кино… ну, действительно, это тяжело. В кино сейчас не слишком точно определены права продюсера, режиссера, актера. Я, например, снимаюсь только у тех людей, которых давно знаю.
Выход фильма о Высоцком с Безруковым в главной роли Табаков прокомментировал с иронией:
- Я пока не смотрел. Буду копить деньги на билет.
Очевидно, что эта картина для мэтра интереса не представляет.
Олег Табаков и Сергей Безруков в Донецке (ФОТО)
Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.