Пиво сходит "на нет"?

Пиво сходит "на нет"?

Чтобы удержаться на падающем рынке, пивные компании ведут активные переговоры с поставщиками сырья и услуг о снижении цен. Впервые за последние 10 лет в Украине зафиксировано снижение выпуска и потребления пива (на 13%). Эта тенденция фиксируется практически 12 месяцев подряд. В новом сезоне кризисные явления усугубились.

Главной причиной сокращения рынка его операторы называют снижение покупательной способности населения. Вводимые с 1 июля новые акцизы на пиво, по-видимому, не добавят аргументов в пользу потребления пенного напитка, пишет "Дело".

По данным компании "Укрпиво", за первые четыре месяца текущего года украинцы выпили пива на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого. С началом пивного сезона ситуация несколько улучшилась. По оценкам пивоваров, в мае отставание было уже на уровне 5-10%.

Снижение объемов потребления сказалось на всех без исключения производителях. Наиболее ощутимо объемы производства упали у компании SABMiller (ТМ "Сармат") — на 22% по сравнению с прошлым годом.

Уменьшение доходов населения внесло коррективы и в структуру внутреннего рынка. По словам Константина Клименко, директора по маркетингу компании "САН ИнБев Украина" (ТМ "Чернігівське", "Рогань", Stella Artois, Staropramen и другие), доля самого низкого ценового сегмента перестала снижаться, а вот в суперпремиальном сегменте, который до кризиса рос, продажи упали практически на четверть.

Опрошенные операторы рынка утверждают, что эти изменения едва ли подтолкнут производителей к кардинальному пересмотру ассортимента либо выводу новых торговых марок в эконом-сегмент. Пивовары будут активно поддерживать торговые марки среднего ценового сегмента, на которые приходится более 70% рынка.

"Вывод новой торговой марки требует больших затрат", — поясняет Петр Чернышев, генеральный директор "Славутич Carlsberg Group". — В условиях падения рынка пивные компании не будут увеличивать расходы на продвижение дешевой продукции". Кроме того, по его словам, рентабельность продаж пива в среднем и премиальном ценовых сегментах выше, чем в низком. Вероятно, это также не стимулирует производителей к наращиванию в своем продуктовом портфеле марок эконом-класса. Чтобы минимизировать потери от падения объемов потребления продукции, а также сгладить последствия резкого роста курса доллара (у многих производителей были валютные кредиты), компании пытаются снизить себестоимость производства за счет снижения стоимости сырья и услуг. "Поставщики сырья вынуждены соглашаться на снижение цен, ведь в противном случае они могут вообще не продать свою продукцию", — объясняет представитель одной из пивных компаний.

Производители пивного сырья подтверждают, что проблемы со сбытом у них есть. "Снижение объемов продаж по нашей компании составляет около 50%", — констатирует заместитель директора Бердичевской солодовой компании Николай Заика. По его словам, главный покупатель продукции предприятия — "Оболонь". Раньше компания рассчитывала, что рынок будет расти и сырье будет поступать и от этого поставщика, и со своего нового солодового завода. Однако после открытия собственного производства солода "Оболонь" резко сократила закупки у бердичевского предприятия. "На рынке наблюдается перепроизводство солода, конкуренция между производителями растет, что приводит к снижению цен", — заключает Заика.

По информации компании "Оболонь", если год назад среднерыночная цена качественного солода составляла 3,8-4 тысячи гривен, то на сегодняшний день — 3-3,1 тысячи за тонну. В этих условиях украинские производители солода активизировали работу с экспортными направлениями. Продукция Бердичевской солодовой компании в частности поставляется на рынки Грузии, Молдовы и Узбекистана.

Схожая ситуация и у производителей хмеля. "Раньше хмель распродавался до Нового года. Теперь ситуация иная — отечественные производители все еще располагают запасами хмеля, произведенного в 2008 году. Компании, которые с нами сотрудничали, заявляют, что такие объемы сырья им не нужны", — говорит и. о. исполнительного директора Ассоциации производителей хмеля Украины Владимир Масловский. По его словам, если в прошлом году тонна отечественного хмеля стоила 60-80 тысяч гривен, то в этом — 25-40 тысяч. Повышение акцизных сборов, которое было одобрено парламентом на прошлой неделе, вносит свои коррективы в пивной бизнес. Напомним, что с 1 июля акциз на пиво повышается практически в два раза — с 31 до 60 копеек за литр. По словам Александра Слободяна, президента компании "Оболонь", повышение налогов в первую очередь скажется на низком и среднем ценовых сегментах, в меньшей степени — на премиальном и суперпремиальном. "Акциз начисляется на литр продукции и не зависит от ее стоимости", — поясняет глава "Оболони". Получается, что в процентном выражении подорожание будет наиболее ощутимо именно для пива эконом-класса.

Повышение акцизных сборов значительно усложнит жизнь не только производителям пива, но и поставщикам пивного сырья. Дальнейшее снижение объемов потребления пенного напитка еще больше ослабит их позиции на переговорах с пивоварами, поэтому производителям солода и хмеля придется еще активнее осваивать внешние рынки сбыта. Отметим, что в I квартале этого года, по данным Госкомстата, экспорт хмеля из Украины вырос по сравнению с тем же периодом 2008-го в полтора раза — с 20 до 30 тонн, а вывоз солода увеличился почти в 9 раз — с 1,3 до 11,2 тысячи тонн.


По материалам: rus.newsru.ua
Читайте также: