Цены на молоко готовы взлететь. Буренки мстят посмертно
Отечественные молокозаводы уже ощутили на себе последствия стремительного сокращения количества буренок в украинских хозяйствах. Теперь пришла очередь ритейла. Торговые сети больше не могут предложить потребителю молоко в ассортименте. Аналитики же прогнозируют неминуемый рост цен.
Украинские аграрии давно бьют тревогу. Поголовье крупного рогатого скота сокращается уже не первый год, а предложенные правительством программы по спасению буренок пока существуют только в теории. За последние 10 лет поголовье коров сократилось более чем в два раза - с 5840,8 до 2856,3 тыс. голов. Соответственно, молока стало меньше: 13362,2 тыс. т в 1999 г. против 11603,6 - в 2009 г.
В прошлом году заводы продолжали медленно, но верно снижать выпуск молока. Так, Винницкий гормолокозавод ("Западная молочная группа", ТМ "Молочна родина") сократил производство цельномолочной продукции на 41,8% - до 18,992 тыс. т. А также приостановил производство сухого молока и сливочного масла. "Сокращение производства связано со снижением объемов поставок сырья",- отметил представитель компании. Шаргородский маслозавод сократил производство молока на 33,1% - до 11,555 тыс. т. Молочная компания "Галичина" (ТМ "Галичина", "Молочар") - на 3,2%, до 69,9 тыс. т. "Люстдорф" ("На здоровье", "Буренка", "Селянське") - на 0,77%, до 67,296 тыс. т.
Сокращение выпуска молока не могло не повлиять на ритейл. Торговые сети уже несколько месяцев испытывают дефицит предложения, сообщает finance.ua. Как отмечает сотрудник коммерческого департамента сети супермаркетов "ЕКО-маркет" Александр Муркович, проблема с поставками цельного молока в магазинах на востоке и юге Украины существует еще с середины декабря прошлого года. "Поставки в некоторые супермаркеты выполняются на 30%",- сетует он. Производители же продукции присылают сетевикам письма следующего содержания: "В связи с нехваткой сырья ожидаются перебои с поставками". "Конечная дата, когда план поставок будет выполняться в полном объеме, не указывается",- отмечает Александр Муркович.
Перебои с привозом и у "МЕТРО Кеш энд Керри Украина". Как отмечает начальник отдела корпоративных коммуникаций сети Татьяна Бабенко, нерегулярность поставок молока и молочной продукции у оператора существует с ноября прошлого года. Причиной этому - дефицит сырья, считают в компании. "Это общая проблема для всего рынка. Мы проводим постоянную работу с поставщиками, чтобы обеспечить регулярность поставок молочной продукции",- говорит Татьяна Бабенко.
Аналогичные проблемы и у "АТБ-маркет". Так, с третьей декады декабря 2009 г. эксперты компании отмечают наличие систематических перебоев в поставках молочной продукции. Специалисты также говорят о дефиците сырья на рынке, что сказывается на цене товаров на полке.
Сеть супермаркетов "Фуршет" также испытывает сложности с поставками молока в необходимых сети объемах. "Перебои начались с ноября прошлого года",- отмечает исполнительный директор совета директоров ЗАО "Фуршет" Игорь Гарбарук.
"Сейчас поставщики привозят лишь йогурты и сыры, а молока мы уже два месяца не видели",- рассказывает представитель одной из фирм-дистрибуторов молочной продукции. Дефицит молока уже спровоцировал рост цен на него. Некоторые производители всего за два месяца повысили уровень цен с 5 до 9 грн. за литр продукта. Однако молоко появится на полках уже весной. "Предположительно, начиная с апреля-мая, когда стабилизируется рынок",- прогнозирует Игорь Гарбарук.
Фото: img.ngs.ru