Ясиноватский машзавод: реальное банкротство или фикция?

Ясиноватский машзавод: реальное банкротство или фикция?

ЯМЗ стал банкротом — недавно хозсуд Донецкой области возбудил дело в отношении предприятия и назначил распорядителем имущества Виталия Гортенко. Еще несколько лет назад ничего не предвещало такого исхода. Ясиноватский завод — один из ведущих в СНГ производителей проходческих комбайнов широкого назначения, а также туннелепроходческих комплексов и стволовых погрузочных машин.

Бессменным руководителем завода на протяжении многих лет был Виктор Трубчанин, успевший не только стать собстенником завода, но и создать вокруг него небольшую ФПГ, в состав которой входит банк “Капитал”, крупнейшим акционером которого является ЯМЗ и несколько небольших промпредприятий. По данным ГКЦБФР на начало 2009 года, два физлица владели пакетами акций ЯМЗ по 24,34% и 15,15% акций, The Bank of New York Mellon — 10,5% акций.

Но в апреле 2009 года Виктор Трубчанин скончался, и исполняющим обязанности директора предприятия становится его сын — Владимир Трубчанин. А уже в марте 2010 года на собрании акционеров исполняющим обязанности директора — председателя правления ОАО “ЯМЗ” назначается начальник производства предприятия Геннадий Доценко. На этом же собрании принимается решение об увеличении уставного капитала общества в 2,2 раза — до 232,5 млн. гривен за счет дополнительного выпуска акций на сумму около 126,546 млн. гривен. Однако сроки размещения акций до сих пор не обнародованы.

И вот следующая новость — возбуждение дела о банкротстве ЯМЗ. В последнее время дела ясиноватского завода действительно не ладились. Как сообщило предприятие в прессе, чистый убыток по итогам 2009 года составил 11,22 млн. гривен. В минувшем году чистые активы завода сократились на 6% — на 1 января 2010 года их стоимость составила 222,48 млн. гривен. Суммарная дебиторская задолженность за год увеличилась на 10,2% — до 81,96 млн. гривен. Текущие обязательства по итогам года снизились по сравнению с 2008 годом на 3%  — до 75,84 млн. гривен, а долгосрочные практически не изменились и превышают 17,6 млн. гривен.

По мнению эскпертов, главная причина плохих финансовых показателей компании — кризис в машиностроительной отрасли. Таисия Шепетко, аналитик инвесткомпании Dragon Capital, говорит, что прошлый год был тяжелым для всех машиностроителей в целом и для Ясиноватского машзавода в частности, так как экономический кризис существенно подкорректировал программы модернизации шахт, и спрос на шахтное оборудование упал практически до нуля.

В то же время пресс-секретарь ЯМЗ Игорь Шпарбер заявил, что дела на предприятии идут нормально. “Это всего лишь реорганизация. Вместо ОАО будет ООО, сейчас просто переводят мощности и людей в новую структуру. Людей, у нас работает около 890 человек, их никто увольнять не будет”, — сообщил он.

Директор Донецкого филиала Национального института стратегичеких исследований Украины Юрий Макогон считает, что таким образом собственники предприятия избавляются от  долгов. А донецкий адвокат Вадим Букреев отмечает, что если уже назначен распорядитель имущества, значит предприятие пошло по пути общей процедуры банкротства. “Если это действительно реорганизация, то предприятие (или его собственники) само выступило основным кредитором, и у правления уже нет полномочий, и все вопросы решаются через комитет кредиторов. Они сейчас либо будут искать инвесторов, либо ликвидировать ОАО, пишет “УкрРудПром”.

С инвесторами вариант маловероятен, как и маловероятно, что будет увеличение уставного фонда за счет допэмиссии. Кто захочет вкладывать живые деньги в предприятие в стадии банкротства, которые уйдут на уплату долгов? Тем более, сегодня большая проблема как раз с живыми деньгами. Поэтому, судя по всему, дополнительной эмиссии для увеличения уставного фонда не будет, а ОАО тихо ликвидируют”, — рассказал Букреев. По мнению Шепетко, перспективы Ясиноватского машзавода, специализирующегося на шахтном оборудовании, напрямую зависят от спроса на его продукцию. “Мы ожидаем постепенного восстановления отрасли в 2010-11 годах, однако одним из главных катализаторов роста спроса на продукцию угольного машиностроения является давно обсуждаемая приватизация государственных шахт, о конкретных сроках реализации которой говорить пока рано”, — отметила аналитик.


Читайте также: