К жатве отнеслись с прохладцей

Идут первые тонны хлеба нового урожая.

Земледельцы КФХ «Мрия» Волновахского района категорически отказались орошать хлебную ниву собственным потом, однако при этом всё же сумели купить два суперпогрузчика и три новых комбайна.

Удобрений - минимум

Директор коллективного фермерского хозяйства Николай Дудка, а затем главный агроном Владимир Мельник на приезд корреспондента «Донбасса» явно не рассчитывали. Первый даже позволил себе усомниться в словах председателя райсовета Ивана Овчинникова, весьма лестно отозвавшегося о деятельности хлеборобов бывшего колхоза имени ХVIII съезда КПСС.

- Некоторые соседи, - сказал директор, - чуть ли не вдвое превосходят наши показатели.

Николай Дудка не покривил душой, назвав ряд хозяйств, где урожайность составила пятьдесят и более центнеров с гектара.

С усмешкой вспоминает Леонид Игнатенко времена, когда кабины комбайнов были открыты тучам измельченной соломы.

С усмешкой вспоминает Леонид Игнатенко времена, когда кабины комбайнов были открыты тучам измельченной соломы.

- Высокий урожай, - говорит главный агроном Мельник, - требует не менее высоких затрат. А это неминуемо сказывается на себестоимости продукции. И нередко на поверку выходит так, что возглавляющие сводку хозяйства после жатвы с трудом находят резервы, чтобы рассчитаться за взятые перед посевной кредиты. Даем лишь такое количество удобрений, которое необходимо для поддержания жизненной силы пашни. Причем с учетом каждого конкретного поля. Весьма эффективной оказалась и позаимствованная в европейских странах технология подготовки почвы к посеву. В конечном итоге всё это, вместе взятое, позволило купить три новых комбайна и два современных автопогрузчика.

Однако грош цена полновесным урожаям и обновкам, если за ними кроется безжалостная эксплуатация труда рядовых исполнителей. В прежние годы, да нередко и сейчас, это облекалось в хитроумную формулировку: битва за урожай. Но в КФХ «Мрия» сегодня не сражаются за урожай, а просто работают. Еще малость - и совковая лопата на току станет таким же раритетом, как и деревянная соха, а механизаторы, отправляясь на работу, не будут облачаться в старомодные спецовки смазчиков.

Бройлер на ужин

- Были времена, - вспоминает комбайнер Леонид Игнатенко, - когда собственные чада не узнавали в чумазом дядьке вернувшегося с поля родителя. Когда идешь против ветра, в открытой кабине СК-3 еще терпимо, но стоит повернуть, как за ворот горстями сыпятся зловредные остья колосков. А здесь я - кум королю. За бортом сейчас тридцать три, а в кабине прохладно, светло и остья не кусаются.

На вопрос о заработке Леонид ответил уклончиво:

- Главное - не бедствуем. А дети вчера на ужин получили зажаренного в духовке бройлера. Только вы об этом, может быть, не пишите: неловко.

А чего, спрашивается, стыдиться? Бройлера из духовки? Или среднесуточного дохода в пятьсот с лишним гривен? Так это вполне закономерное вознаграждение за труды, которые растянулись на весь световой день и полтора часа сумерек.

В соперничестве с автопогрузчиком лопата явно проигрывает.

В соперничестве с автопогрузчиком лопата явно проигрывает.

Общение с главным агрономом и две загонки на борту новенького комбайна заняли не так уж много времени. Однако за шестьдесят минут поле неузнаваемо преобразилось. Только что оно сплошь было занято ровными хлебами - а теперь осталось несколько полос, да и те быстро таяли под жатками девяти агрегатов. Зато вдвое вырос под крышей тока вал зерна нового урожая. И его запах не мог заглушить даже соляровый выхлоп автопогрузчиков, которые всё настойчивее теснили одинокого мужика с лопатой.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: