Почему в Украине дорожает бензин и дизельное топливо?
В первые четыре дня августа в нескольких сетях АЗС выросли цены на бензин и дизтопливо. Основной причиной подорожания эксперты называют проволочки с продлением действия льготных акцизов на бензины и дизельное топливо.
Учитывая, что закон до сих пор не вступил в силу, трейдеры уже пять дней вынуждены ввозить по старым, повышенным акцизам. Цистерны накапливаются на границе, а эксперты говорят о дальнейшем росте цен и возможном дефиците.
Закон о продлении до 1 сентября льготных ставок акцизов на бензин и дизтопливо (законопроект N8217) парламент принял 7 июля. Документ с подписью президента уже поступил в Верховную Раду и вступает в силу с момента его опубликования в официальной прессе. Пока же формально действуют прежние, утвержденные до льготных, ставки акцизов.
Почему завис закон
Игроки рынка со дня на день ожидают опубликования льготного закона. В то же время, существует вероятность, что неопределенная ситуация продлится еще некоторое время. "Формально, согласно указу президента Украины N503/97, закон N3609 должен быть опубликован в официальном печатном издании не позднее 15 дней после его принятия в установленном порядке. Однако рынок нефтепродуктов Украины не может ждать", - отмечает Сергей Сапегин, директор НТЦ Психея.
По его мнению, момент публикации откладывается преднамеренно. Госорганы уже требуют выплат от трейдеров по старым высоким акцизам на бензины и дизтопливо, которые были введены в действие с 1 января, ссылаясь на отсутствие публикации закона в официальных изданиях Украины.
Игроки рынка неофициально также подтверждают, что в первые четыре дня августа украинская таможня взимала старую повышенную ставку акциза в размере 182 евро/т. "Можно ли будет ее оспорить непонятно. Факт, что четыре дня мы прожили с увеличенной ставкой акциза", - подчеркивает Александр Сиренко, аналитик из UPECO.
"Обстановка с принятием закона напоминает Каштанку Чехова, когда ей предлагают мясо (принятие сниженных акцизов) и тут же выдергивают его из пасти (откладывают официальное введение закона в действие)", - говорит Сапегин.
Такое развитие обстановки, по словам эксперта, напоминает рынок сжиженного газа, где задержки с растаможкой привели к дестабилизации рынка и способствовали значительному росту цен в опте и для конечных потребителей.
Цены растут, цистерны стоят на границе
По данным UPECO, в первые дни августа средние розничные цены на топливо показывали как рост, так и снижение. Что же касается отдельных сетей, три крупнейших оператора подняли цены на своих АЗС. Подорожание произошло в среднем на 10 коп. за литр бензина и на 5 коп. - дизельного топлива. Речь идет о заправках WOG, Shell и Окко. Также подорожало дизтопливо у Лукойла.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, ряд операторов на 5 коп. снизили цены на дизтопливо. Это касается компаний Укр-Петроль, Автотранс, и кировоградской Рур Групп.
По словам Александра Сиренко из UPECO, подорожание нефтепродуктов связано с политикой компаний, которые закладывают в цену риски, возникшие в результате затягивания с опубликованием закона о льготных акцизах.
Директор НТЦ Психея Сергей Сапегин отмечает, что в Украине уже сейчас наблюдается дисбаланс: уменьшение объемов запасов топлива на внутреннем рынке и одновременное накопление ресурсов на границе, увеличение расходов на простой ж/д цистерн, что отразиться на стоимости топлива, как в опте, так и в рознице.
Особенно остро, по данным Сапегина, выглядит ситуация с дизельным топливом (наблюдается рост количества цистерн с дизельным топливом на ж/д станциях в Коростене уже 620, в Ковеле 94, а в Щорсе — 37 цистерн), что в разгар уборочной страды крайне опасно для цены будущего урожая.
Если закон о продлении льготных ставок акциза не вступит в силу в ближайшие дни, бензин подорожает на 50 копеек за литр, в противном случае возникнет дефицит, считает президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
"Сегодня на границе стоит порядка 200 цистерн, которые готовы растамаживать по 182 евро/т. Если в течение нескольких дней закон не будет опубликован, произойдет либо провал ресурсного обеспечения и возникнет дефицит, либо к сентябрю цены подпрыгнут на 50 копеек вверх", - уверен представитель отрасли.
Угроза дефицита
В любом случае, сложившаяся на рынке ситуация носит негативный оттенок, отмечает Косянчук. Сегодня рынок работает на запасах торговых сетей, которых хватит на неделю. По мнению главы ассоциации, чем дольше будут затягивать с опубликованием документа, тем выше риск возникновения дефицита.
Сегодня операторы приостановили поставки, а за две недели наполнить месячный ресурс невозможно, поэтому к тому времени многие сети уже "выдохнутся" , то есть выработают торговые запасы в сети и в этом основная проблема, потому что, если это произойдет, будет провал в нефтепродуктообеспечении, резюмирует Косянчук.
По данным UPECO, на сегодня в Украине дефицита нефтепродуктов не ощущается. "Присутствуют очаги недостаточных запасов у операторов на региональном уровне по дизтопливу. Их объем на 25-30% ниже чем обычно. Это объясняется пиком потребления, а также уборочной компанией, которая сейчас проходит в областях", - пояснил аналитик, добавив, что по бензинам ситуация прогнозируема и спокойна.
По материалам: biz.liga.net