Эксперт: Украине нужно привлекать инвестиции в агропромышленный сектор, энергетику и машиностроение
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прибыли в Киев для подготовки рекомендаций по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Об этих рекомендациях и о видении зарубежными экспертами ситуации в Украине рассказал руководитель программы ОЭСР по содействию развитию конкуренции в регионе Евразии Антонио Сомма.
— Какие задачи ставятся в ходе вашего визита в Киев?
— Мы находимся здесь, чтобы начать третью фазу долгосрочного проекта "Стратегия секторной конкурентоспособности для Украины", который мы проводим с конца 2009 года. В ходе работы над этим проектом мы идентифицировали барьеры для конкурентоспособности, имеющиеся в различных секторах экономики Украины. Сейчас мы готовим рекомендации вашему правительству для проведения реформ, которые приведут к созданию стабильной программы роста конкурентоспособности украинской экономики. Эта новая стадия проекта займет еще два года.
— Какова конечная цель проекта?
— Этот проект финансируется правительством Швеции и Европейским союзом. Мы работаем над повышением конкурентоспособности и активизацией притока иностранных инвестиций в ключевых и наиболее перспективных отраслях украинской экономики, таких как агропромышленный сектор, возобновляемая энергетика и машиностроение.
— А как именно будет определена успешность проекта?
— Я назову несколько цифр. До кризиса 2008 года Украина имела поступления прямых иностранных инвестиций на уровне $1000 на душу населения. В то же время некоторые страны этого же региона способны привлечь вчетверо больше инвестиций. Вопрос в том, как заменить наличие месторождений газа и нефти, которые привлекают инвесторов, возможностями зарабатывать на других факторах, таких как черноземы и высококвалифицированная рабочая сила.
— Как вы оцениваете нынешний уровень инвестиционной привлекательности Украины?
— Два года назад ОЭСР провела анализ инвестиционного климата в Украине. Исследование показало, что комплекс законодательных и нормативных актов, касающихся инвестирования, в Украине в полном порядке. На бумаге уровень открытости Украины иностранным инвестициям ничуть не хуже, чем в большинстве стран—участниц ОЭСР. Разница — в реализации этой законодательной базы. В качестве примера приведу внедрение антикоррупционного законодательства, разницу в отношении к иностранным и местным инвесторам, особенно в стратегических секторах, вопросы верховенства права, стабильность торговой политики и многое другое.
— За три года работы ОЭСР ситуация улучшилась?
— Сейчас рано об этом говорить. Наш мандат распространяется лишь на рекомендации. Они должны быть преобразованы в законы, которые в свою очередь должны имплементироваться. Мы можем констатировать, что уровень осведомленности как среди политиков, так и среди частного сектора в отношении этих вопросов однозначно вырос.
— Правительство прислушивается к рекомендациям?
— Да, мы сформулировали свои рекомендации в виде специальных пособий по отдельным отраслям. Некоторые рекомендации, связанные с политикой в отношении государственных предприятий, были взяты во внимание и уже выполняются.
— Речь идет о приватизации предприятий?
— Нет, мы говорим о функционировании государственных предприятий по таким же правилам, по которым работает частный сектор. Они должны иметь советы директоров, при этом работа этого менеджмента должна быть прозрачной, финансовая отчетность — открытой.
— Какие еще советы вы даете украинским властям?
— Пройдемся по секторам. В агросекторе необходимо улучшить доступ к кредитованию малых и средних предприятий, чтобы повысить продуктивность сектора в целом и качество продукции. Необходимо также привести квалификацию рабочей силы, предлагаемой рынку, в соответствие с его реальными потребностями. Например, сегодня в Украине есть много ветеринаров, которые хорошо умеют делать уколы, но не обучены планировать лечение и уход за стадом в долгосрочной перспективе. В машиностроении нужно сделать более открытыми большие госкомпании. Это можно сделать двумя способами. Первый — структурирование их управления и работы, как у частных предприятий. Второй — создание условий для организации вокруг этих предприятий кластеров, в которых могли бы создаваться и развиваться малые частные предприятия. В возобновляемой энергетике необходимо внедрить привлекательные для частного сектора условия, оптимизировать процедуры, в том числе лицензии и доступ к энергосетям. Среди конкретных рекомендаций были разработаны и предложены правительству концепт-схемы гарантирования кредитов.
— Какие еще отрасли украинской экономики вы считаете привлекательными для инвестиций?
— Хочу отметить, что когда мы говорим об агросекторе, то имеем в виду не только сельское хозяйство. Это выстраивание всей цепи добавленной стоимости, пищевая промышленность с производством конечной продукции, а также вся сопутствующая сеть аграрной логистики, связанный с агросектром IT-сектор, а также толчок к модернизации системы розничной торговли.
— Правительство привлекает инвестиции в отдельные секторы путем предоставления налоговых льгот. Насколько такая практика соответствует рекомендациям ОЭСР?
— Я не являюсь большим экспертом в вопросах налогообложения, но и не фанат налоговых каникул. Инвестор может прийти в страну, прельстившись налоговыми каникулами, но уйдет сразу после их завершения. Такой механизм может работать в качестве одного из элементов содействия созданию благоприятной для развития бизнеса среды. Но нельзя делать его ключевым механизмом для привлечения инвестиций.
— Украина планирует более тесно сотрудничать с ОЭСР, получив ассоциированное членство в ряде ее комитетов. Как это повлияет на инвестиционную привлекательность страны?
— ОЭСР может привлечь государство, не являющееся членом организации, к работе в сферах, где существуют общие интересы в соответствующих комитетах. Это позволяет странам повысить интерес к себе и улучшить представление о тех реформах, в которых она нуждается, а также более тесно сотрудничать с членами ОЭСР. Такой механизм интересен странам, желающим проводить структурные реформы и продемонстрировать, что они могут быть стабильными партнерами.
— Вы говорили о предсказуемости торговли. Украина начала пересмотр условий членства в ВТО. Как это может повлиять на инвестиционную привлекательность страны?
— Инвестору всегда интересна стабильность, в том числе в тарифной политике. Мне трудно давать конкретные оценки, но стремление стран к большей открытости внешней торговли хорошо влияет на торговые отношения, в то время как стремление в другую сторону обычно не приносит положительного эффекта.
По материалам: www.kommersant.ua