Платяные выкрутасы: ретробал или «пати» - выбирать вам!
В день выпускного самая красивая девочка нашей школы Лена Соловьева шла впереди колонны старшеклассников, возлагавших цветы к памятнику Ленину. На Ленке - сногсшибательное платье из «золотой» парчи, а на мне - белое из гипюра… Кстати, было это в 1974 году.
Флирт в форме
Моя бабушка Софья окончила Кременчугскую женскую гимназию в августе 1909 года. Чудом сохранилась фотография, которая прикреплялась к свидетельству об окончании учебного заведения, где ей 16.
1909 год: бабушке Софье 16 лет.
- А какое у тебя было платье на выпускном балу? - спрашивала я, кружась перед ней в своем гипюровом, с рукавами-фонариками.
- Все были в однотипных школьных платьицах, - отвечала она. - Нарядно смотрелись белые банты в косах и белые муаровые (ткань чуть плотнее, чем крепдешин) форменные фартучки.
Я представляла шорох юбок по полу, некоторую загадочность от того, что всё прикрыто (не то, что сейчас - грудь и прочее напоказ, и не важно, стройна девушка или далека от модельных стандартов). Выделиться можно было лишь природной красотой и, как тогда выражались, «умением держаться».
- Зато гимназисты и кадеты, приглашенные на выпускной, не могли не оценить очарование юных барышень, блеск их глаз, - бабушка хитро улыбалась. - Они буквально заглядывали в наши лица. Так что флирту обыденность платьев даже способствовала. А прически… Никаких висячих патлов. Всё красиво уложено, лицо открыто. Практически любая девушка красивее с такой прической смотрится.
Убедить меня, что к гипюру и фонарикам нужно «прилизать» волосы, бабушка не сумела. И всю ночь перед выпускным я промучилась на металлических бигудях. Чтобы локоны выдержали танцы под «Ритмы зарубежной эстрады», мама сбрызнула их лаком «Прелесть». Но больше всего мне повезло с румынскими босоножками на шпильках, купленными в магазине для молодоженов «Счастье»: мама где-то раздобыла специальный купон, чтобы попасть туда. Белая чешская обувь стоила 35 рублей (плюс десятку отдали за сам купон).
«Солнце-клеш» и «лодочка»
У моей мамы была портниха тетя Маня. Шила она на машинке «Госшвеймашина», 1928 года выпуска, каким-то чудом уцелевшей в годы войны. К ней-то мама и привела свою младшую сестру и мою тетку Тамару.
1974 год: выпускница 10-В СШ №1 г.Донецка Ирина Розанова.
И вот стоит Тамара с ниткой во рту (примета такая у портних, иначе ум клиентки зашьется в подол) и смотрит на себя в огромное зеркало. А во рту у тети Мани булавки. Потому что она никогда не кроила, а закалывала и подгоняла по фигуре прямо на заказчике.
- Не дыши! - командует периодически портниха, что напоминает Тамаре визит к терапевту во время случившегося зимой воспаления легких. Но думает она вообще-то о том, попал ли к кому-то из девчонок «Журнал мод», откуда она срисовала фасон: пышная юбка по талии, ниже колен, но выше щиколоток, круглый вырез без воротничка.
- Я скроила полновесное «солнце-клеш», - успокаивает тетя Маня, втыкая очередную булавку. - А ворот мы все-таки сделаем «лодочкой».
И действительно, ни «солнца», ни «лодочки» - писка моды 50-х - не было ни у кого из выпускниц ее школы.
Кримплен и мини
- Поедешь завтра к открытию универмага за кримпленом! - сообщила я вечером по телефону племяннице Татьяне.
В шесть утра они с подругой Ладкой уже заняли очередь за вожделенным дефицитом: на дворе был 79-й год.
- Теперь модно тут так, тут так, тут вот так… - объясняла она нашей «семейной» портнихе. - Вот такой длины.
- Какой? - не поверила своим глазам тетя Маня и добавила: - А мама знает?
Прикинув, что мама в жизни не разрешит щеголять с «голой задницей», Татьяна позволила удлинить свое «мини» еще на пару сантиметров.
А вот у мамы Ладки своей портнихи не было, а потому она обратилась в ателье. Так как мама частенько пропадала в командировках, то и на примерки дочери ни разу не сходила. Поэтому платье Лады было самым коротким, и все ей завидовали. Правда, наклоняться в нем девчонка не могла. Да и в быстрых танцах высоко не поднимала руки.
В школе было строжайше запрещено носить украшения и пользоваться косметикой, а с накрашенными ногтями выгнали бы из класса. Но сегодня был их день!
- Физичка впилась в нас глазами, только что не крикнула: «Немедленно сотрите с лица это безобразие!» - взахлеб рассказывали девчонки после выпускного.
А еще они слышали, как физичка высказывала классной возмущение по поводу их «платформ» (они были гэдээровскими, нос закрыт, пятка открыта):
- И как только можно ходить на этих табуретках!
Блестящие и джинса - хит сезона
Судя по гардеробам, выставленным в бутиках, блестящие платья - хит сезона. А точнее - металлический блеск и золотистые вставки. Но моей соседке Насте мама шьет платье из джинсы, с пряжками и халитенами – гламурными заклепками, которые ставятся на пояса, рокерские наручи.
На выпускном можно появиться и в чем-нибудь из шелка, шифона или органзы. Смело надевайте длинное платье «принцессы» или панковское - с рваными краями. Но и то, и другое - желательно с бретелькой на одном плече.
Ирина Розанова.