Язык до логопеда доведет
Вор-карманник Кирпич в фильме «Место встречи изменить нельзя» запомнился зрителям своим говорком: «Коселек, коселек! Какой коселек?» - возмущался он. Забавный эпизод. Но в жизни шепелявость-картавость и другие дефекты речи - серьезный повод обратиться с ребенком к врачу-логопеду.
Не сюсюкайте с малышом!
- Неправильная детская речь очень часто умиляет родителей, - говорит главный логопед Управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации Наталья Стратович. - Малыш даже не подозревает, что произносит звуки не так, как надо, тем более, что взрослым это доставляет удовольствие. Поэтому сюсюкать с малышом не следует.
В каждом возрасте ребенок осваивает что-то определенное. В два-три месяца малыш «гулит», то есть произносит отдельные звуки, к году выговаривает с десяток простых слов: «мама», «папа», а к двум годам составляет из них простые предложения.
На пороге школы
Обычно родители в первую очередь обращают внимание на то, правильно ли ребенок произносит именно звуки. Но есть и другие, более важные стороны речевого развития. Например, малыш не говорит фразами, делает устойчивые ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, плохо заучивает стихи.
- К сожалению, многие начинают прислушиваться, как говорят их дети, только на пороге школы, - рассказывает Наталья Александровна. - А ведь речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими письмом и чтением. Не говоря уже об усвоении школьной программы. За развитием речи надо очень внимательно следить и, если что-то настораживает, срочно обращаться к логопеду. Это нелишне сделать и профилактически, если малышу исполнилось два года.
В Донецкой области широко развита сеть логопедической помощи. Специальные кабинеты есть почти в каждой детской больнице, а также - в областной детской больнице в Донецке. Существуют специализированные группы для детей с нарушением речи в детских садах, а также логопедические пункты при обычных школах. Узнать, где именно они находятся, можно в районе по месту жительства (кстати, в каждом из них тоже есть логопед).
Разговор перед сном
Только логопед может диагностировать всю степень речевых отклонений. Иногда дело в прикусе или короткой «уздечке» (ее можно растягивать или подрезать у врача-ортодонта). Но чаще дефекты - упущение родителей. Вот знакомая картина на улице:
- Мамочка, это кто? - малыш показывает на рекламный плакат, с которого смотрит пеликан.
- Отстань! - отмахивается женщина, болтающая по мобильному, - не мешай говорить!
Такие «Отстань!», «Не мешай!», «Помолчи!» слышны на каждом углу.
- Дети мало общаются с родителями, - констатирует Наталья Стратович. - На приеме только что был пятилетний Вадик. - Он и звуки выговаривает правильно, и слов знает много, но связно рассказать ничего не смог.
Нужно вместе играть, мастерить, рисовать - и при этом разговаривать, задавать вопросы, обсуждать последовательность действий. Не следует преподносить ребенку готовые ответы, наталкивайте его на поиск: «А ты как думаешь?» И сами вопросы маленького почемучку тоже нужно учить задавать, что стимулирует любознательность. И, конечно, не забывайте хвалить маленького ученика, отмечать все его достижения. Ваши дочка или сын должны верить в свои силы - тогда они не будут замыкаться среди сверстников, легко и успешно учиться.
Еще главный логопед советует ввести полезную традицию. Каждый вечер перед сном несколько минут поговорите с ребенком о прошедшем дне. Что ему запомнилось, что обрадовало и огорчило. Это не только научит анализировать события, поможет малышу выражать свои мысли и эмоции, но и даст вам большой шанс на взаимопонимание с ним в более старшем возрасте.
С речью могут быть проблемы, если:
- ребенок развивается с психомоторной задержкой;
- перенес тяжелое заболевание или страдает неврологической патологией;
- малыш неохотно повторяет за вами слова и предложения;
- слыша просьбы: «Повтори» или «Скажи это еще раз», молчит или уходит, как будто не слышит;
- не обращается к вам за помощью, пытаясь самостоятельно выйти из ситуации;
- ребенок говорит на только одному ему понятном языке и на замечание сказать лучше еще раз, не реагирует;
- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Ирина Розанова. Фото автора.