Врачебная ошибка обернулась бесплодием и обошлась в полмиллиона
Компенсацию в 500 тыс. рублей получит 30-летняя жительница Читинской области Наталья Косьяненко, которая в результате врачебной ошибки лишилась возможности иметь детей. Такое решение принял вчера Забайкальский краевой суд.
В Забайкальском правозащитном центре Читы "Газете" сообщили, что Наталья Косьяненко пострадала в ходе плановой операции кесарева сечения, которую 11 октября 2000 года выполнила акушер гинеколог отделенческой больницы станции Борзя Оксана Вериго. В результате операции у женщины родился здоровый ребенок, но спустя 10 дней молодую маму в тяжелом состоянии госпитализировали в читинскую краевую клиническую больницу. В этой клинике 23 октября 2000 года Косьяненко из-за инфекции в области органов малого таза пришлось удалить все репродуктивные органы. В итоге женщина лишилась возможности иметь детей.
Отделенческая больница Борзи (ныне данное медучреждение ликвидировано) относилась к структуре ОАО "Российские железные дороги", поэтому свое заявление пациентка направила в Борзинскую транспортную прокуратуру.
Следствием было установлено, что инфекция у женщины развилась вследствие допущенной Оксаной Вериго ошибки: во время ушивания разреза после кесарева сечения врач прошила стенку мочевого пузыря, что повлекло инфицирование. Ошибку допустили и сотрудники краевой больницы: в результате ненадлежащего лечения у Косьяненко произошел разрыв стенки мочевого пузыря.
Вина Вериго в причинении тяжкого вреда здоровью пациентки вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей была подтверждена, однако в 2004 году уголовное дело в отношении врача прекратили в связи с амнистией.
Рассмотрев все обстоятельства, Борзинский городской суд признал виновными и Оксану Вериго, и краевую клиническую больницу Читы, и ОАО РЖД, которое выступило третьим ответчиком по делу. Косьяненко в качестве компенсации морального и физического вреда требовала 4 млн рублей, но судьи постановили, что ответчики должны выплатить пострадавшей 250 тыс. рублей.
Вчера этот вердикт городского суда был обжалован в Забайкальском краевом суде, который постановил, что компенсация должна быть увеличена до 500 тыс. рублей. Эту сумму должно выплатить пострадавшей ОАО РЖД.
"Девять лет чиновники и врачи предлагали мне смириться с нынешним положением и прекратить судебную тяжбу. У меня много раз опускались руки, и я уже потеряла веру, но сейчас я убедилась, что справедливости добиваться можно и нужно", — сказала вчера после суда Наталья Косьяненко.
Директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов рассказал корреспонденту "Газеты", что это уже второй иск по защите прав пациентов, выигранный читинскими правозащитниками в нынешнем году.
"Первый касался опротестования диагноза " олигофрения " и был подан пациентом к отделению медико-социальной экспертизы. В результате диагноз решением суда был снят, истцу выплачена сумма за моральный вред", — сообщил он.
В судах Читы, по словам Черкасова, сегодня ожидают решения еще три иска по правам пациентов, поданные при поддержке правозащитников: первый по случаю обострения заболевания после оперативного вмешательства гинеколога, забывшего в теле пациентки салфетку; второй по ненадлежащему оказанию офтальмологической помощи ребенку, что сделало его инвалидом; третий по несвоевременной госпитализации, повлекшей смерть пациента.
" У нас нет законодательства о врачебных ошибках, — сказал "Газете" президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. — Tермин "ошибка" не юридический. Есть в законе о защите прав потребителей понятие "существенные недостатки услуги " , мы еще используем при защите пациентов понятие "дефекты медицинской помощи". Дефект медпомощи устанавливается достаточно просто — путем сравнения стандартов, разработанных сегодня по 700 заболеваниям".
По словам Саверского, есть ряд статей в Уголовном кодексе: часть 2 статьи 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), часть 2 статьи 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), статья 124 (неоказание помощи больному). "Есть еще статья 125 УК РФ, которую следует помнить всегда, — оставление человека в опасности", — добавил эксперт.
По мнению Саверского, в России имеется серьезный перекос в сфере ответственности медиков. Отечественное законодательство не содержит иных форм наказания врача, кроме уголовного преследования, поэтому медицинское сообщество, защищаясь от преследования в рамках УК, использует круговую поруку. Саверский считает, что в связи с этим необходимо внести поправки в законодательство, в частности в Кодекс об административных правонарушениях.
В Чите правозащитники с этим мнением солидарны. " Думаю, именно по этой причине в случае с оставленной в теле пациентки салфеткой мы не смогли получить медицинскую историю болезни — она утрачена", — сказал Виталий Черкасов.
По данным Лиги защиты прав пациентов, ежегодно от врачебных ошибок в России умирают не менее 50 тыс. человек. Сами же медики признают, что каждый третий диагноз в РФ — ошибочный.
По материалам: www.gzt.ru