Реформа рубит - хирурги "летят"
Чтобы не закрывать «хирургию» в Зугрэсе, горожане предлагают продать... вертолет президента
Узнав о том, что уже в декабре в городской больнице Зугрэса Донецкой области не будет хирургического стационара, возмущенные горожане собрались на митинг. Никого не прельщает добираться с приступом аппендицита или почечной коликой по разбитым дорогам в Харцызск, который находится в 15 километрах. Тем более, что туда вряд ли доставит одна из двух «скорых», которые есть в городе, а «пробегающей» маршрутки ждать можно и час, и два.
Реформа для людей, или - люди для реформы?
Встречаться с громадой зам. городского головы Харцызска Светлана Нетреба не посчитала нужным.
Заместитель городского головы Харцызска Светлана Нетреба считает, правда, что - цитирую: "Дай Бог, чтобы бежали, несли ребенка своего, но добежали до нормального хирурга, в нормальное отделение".
Кстати, выслушать митингующих она не нашла нужным. Видимо потому, что не чувствует уверенности, что сможет убедить громаду Зугрэса в необходимости "оптимизации". Так хотя бы услышала о реальных проблемах, которые люди связывают с непопулярным шагом властей.
Оправдания в таком пренебрежении из уст Светланы Анатольевны звучали "железные": "У нас была комиссия облздрава, которая сделала анализ всего здравоохранения нашего, дала нам рекомендации, и мы с ними согласились". Затем, по словам чиновницы, рекомендации были обсуждены на депутатских комиссиях, которые также их одобрили. Вот только депутаты от Зугрэса были "против".
Послеоперационная палата хирургического отделения ЦГБ Харцызска.
Нужно отдать должное хирургическому отделению Центральной городской больницы Харцызска, куда жителям Зугрэса придется обращаться «в случае чего» уже меньше, чем через месяц. Операционный блок с современной наркозо-дыхательной аппаратурой и послеоперационной палатой, современный инструментарий для диагностики и лечения больных и комфортные палаты, в которых есть даже кондиционеры. В общем, чего еще желать?
Но вот только ни для стариков Зугрэса, ни для мам с маленькими детьми это - не аргумент. «Пускай лучше вертолет продадут, на котором наш президент летает, да депутаты зарплаты себе урежут, - вот и деньги появятся!» - возмущаются жители такой «оптимизацией».
Аргументы жительниц Зугрэса о том, что добраться до Харцызска в случае экстренной необходимости совершенно невозможно, да и ехать не за что, чиновникам, «оптимизировавшим» отделение, не ведомы.
Пенсионерка Любовь Камышанова, отдавшая больнице 38 лет, заметно волнуясь, рассказывает: «В городе всего две «скорых», и, если что случись, в Харцызск они тебя не повезут. А как быть одиноким старикам, у которых нет средств на такую дорогу? А как проведывать своих близких в Харцызске, это ж никаких денег не хватит. Вы спросите, сколько люди получают - 850-1000 гривен, разве это деньги! Обидно, ведь все места в «хирургии» заняты, значит оно востребовано!»
«Уже бы сразу закопали нас - и дело с концом», - в сердцах машет рукой Екатерина Силкина.
Любовь Есипенко пришла к хирургическому отделению ранним утром, потому что воспринимает угрозу его закрытия как личную боль: «Обращались в хирургию много раз и я, и мои родственники. И грыжу ушивали, и язву желудка оперировали, и по поводу травм лечились. Здесь прекрасные хирурги Вадим Петрович и Геннадий Дмитриевич, а теперь получается, что ни мы, ни высококлассные специалисты никому не нужны!»
Зоя Беспалая и Нина Скаретина подтверждают: «Персонал замечательный, мы ему доверяем! И что немаловажно, денег с нас никто не вымогает, ни то что в Харцызске, где мы чужие!»
Мама восьмерых детей Татьяна Кривошеина тоже не представляет, как с мизерной зарплатой «наездится» с ними, «если что, не дай бог, случится».
А еще все жители Зугрэса уверены, что закрытие хирургического отделения - это только начало, и придет время, когда «больницу прихлопнут вообще». И задают то и дело вопрос: «Так реформа - для людей, или мы - для нее?»
Александр Грещенко убежден, что нарушаются конституционные права жителей Зугрэса.
- Существует статья 49 Конституции Украины, - говорит представитель областной общественной организации «Никто, кроме нас» в Зугрэсе Александр Грещенко, - которая гласит: «Государство создает условия для эффективного, доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных, коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Люди должны получать доступную медицинскую помощь в пяти минутах от своего дома».
Главный врач ЦГБ Харцызска Василий Гапон считает, что «эта 49-я статья здесь совершенно ни к чему», потому что речь идет не о закрытии больницы, а о сокращении 30 коек хирургического отделения.
А вот главный врач горбольницы №2 Харцызска Владимир Балабан не видит необходимости в сокращении, т. к. «квартальное заполнение коек составляет 100,2-100,8%». К тому же его закрытие существенно ударит по карману горожан. Да и квалифицированных сотрудников руководителю больницы терять жалко. «Так называемые «молодые пенсионеры», - сказал Владимир Иванович, - имеют большой опыт работы, отлично справляются со своими обязанностями и, конечно, они могли еще и для пациентов многое сделать, и молодежь учить. Да и на свои маленькие пенсии жить им будет очень трудно».
-Это наша инициатива? - задает сам себе вопрос главный хирург Донецкой области Александр Епифанцев? - Нет. Поручено государством, в т.ч. и в Донецкой области, разработать тот вариант оказания медицинской помощи, который можно было бы, если он будет эффективен, перенести на всю страну.
- А если эффективен не будет?
- А значит - нужно будет менять, - сказал Александр Анатольевич.
Кадры ничего не решают?
Медсестры Екатерина Рылова и Юлия Хмеленко просто в шоке от решения закрыть их место работы.
Младшая перевязочная сестра Екатерина Рылова работает в отделении 23 года: «Я уже на пенсии, но для меня это страшно, остаться на 900 гривен. Если завтра что-то случится, не дай бог, за что добираться до того же Харцызска? После шести вечера туда вообще ничем не уехать, кроме такси за 50 гривен».
Медсестре Юлии Хмеленко предложили, правда, работу в дневном стационаре, который «останется» вместо хирургического отделения. «Работаю пять лет, - говорит она. - Двое детей. Если ехать в Харцызск, это очень накладно с нашими маленькими зарплатами, когда и на необходимое не хватает».
«Меня уже поставили в известность, что будут увольнять, потому что я пенсионерка», - Людмила Куц чуть не плачет. У Надежды Головановой, которая пока еще работает сестрой-хозяйкой, пенсия 850 гривен, и как она останется без работы - совершенно не представляет. «Обидно, - говорит женщина, ведь мы все трудимся не за страх, а за совесть!»
Наталья Кучеренко не представляет, как можно будет везти ребенка, рыдающего от боли, в соседний город!
Палатная медсестра хирургического отделения Ирина Васянина заходит в палату, где принимают поддерживающее лечение, страдающие тромбофлебитами, атеросклерозами. «Заболевания эти серьезные, - пояснила она, - и пациентов всегда хватает. Да еще долечиваются те, кого поторопились выписать из харцызской больницы: приходят с гниющими ранами».
В соседней палате Михаил Погодин рассказsdftn, что точно не доехал бы до Харцызска, потому что даже сюда попал, потеряв много крови после «сильно пораненной ноги». А тут «быстренько заштопали и тьфу-тьфу-тьфу, обещают, что скоро - домой».
Не представляет, как везла бы дочку-спортсменку с вывихом руки в соседний город и Наталья Кучеренко, ведь ребенок был в полуобморочном состоянии от боли!
Заведующий хирургическим отделением харцызской больницы Геннадий Кравченко (слева) и главный хирург Донецкой области Александр Епифанцев уверены в том, что от «оптимизации» все только выиграют.
А вот заведующий «хирургией» больницы Зугрэса Вадим Шиш (справа) и хирург высшей категории Геннадий Ростовцев не представляют, как останутся без любимого дела и как обойдутся без их помощи горожане.
- Конечно, мы не можем здесь находиться круглосуточно, - рассказывает заведующий хирургическим отделением ГБ №2 Харцызска Вадим Шиш, - ведь штатным расписанием предусмотрены лишь два хирурга. Но нельзя же сбрасывать со счетов больных, которые нуждаются в сиюминутной помощи. У нас только обращений с почечной коликой около ста в год, и если везти такого больного за 15 км, он так растрясется, что может и умереть. И дневной стационар, который должен остаться вместо нашего отделения, в этом смысле проблемы не решит.
К слову, именно Вадиму Петровичу, хирургу высшей категории с практическим стажем работы в 16 лет, предложили возглавить дневной стационар. А его коллеге, хирургу высшей категории Геннадию Ростовцеву, который трудится более четверти века - сидеть на приеме в поликлинике. Как чувствуют себя морально классные специалисты, может быть, для «власти» и неважно. А для кадровой политики государства, которое плачется, что работать за мизерную зарплату некому, медицинские «кадры» Зугрэса тоже ничего не решают? Как не будут решать и сотрудники других хирургических отделений, которые в очереди на закрытие?
- В Донецкой области 4,5 тысячи хирургических коек, - рассказал donbass.ua главный хирург Донецкой области Александр Епифанцев, - и около тысячи из них сократится. Например в нескольких макеевских больницах, где, подобно зугрэсской, не может оказываться круглосуточная хирургическая помощь. В замен их будут созданы больницы интенсивного лечения. Крупное лечебное учреждение, имеющее достаточную материальную базу, позволяет концентрировать современное лечебно-диагностическое оборудование, кадровый потенциал, создать надлежащие условия для пребывания пациентов.
-А как же кадры?
-В Донецкой области 50% хирургов - это пенсионеры, еще 25 - предпенсионного возраста. И если состояние здоровья позволяет им стать у операционного стола, честь им и хвала: это опыт, это - возможности диагностики. Но, к сожалению, притока кадров нет. И когда хирургическая помощь заканчивается, когда в 14.30 врач закончил свой рабочий день, а на посту сидит только медсестра... И если с хирургическим больным что-то случается, нужно из дома вызывать хирурга, собирать бригаду - это недопустимо.
- Вы считаете, что «оптимизация» не приведет к развалу хирургии в Донецкой области?
- В частности, моя задача - не допустить развала. Его не должно быть. Все должно быть взвешенно и разумно. Речь о сокращении пенсионеров вообще не идет. Если врачу-хирургу стационара, который сокращается, предложат оказывать экстренную помощь в другом населенном пункте, до которого нужно будет добираться, и он воздержится от этого, ему будет предложена работа по специальности. И он вправе либо пойти на пенсию, не принудительно, а добровольно, либо, если другого выхода нет, поменять квалификацию, стать, допустим, врачом семейной практики, либо работать на приеме. Все остальные будут работать по своей специальности.
Редакция благодарит Донецкий пресс-клуб за помощь в подготовке материала.
Ирина Розанова. Фото автора.