Две чумы атакуют Славянск

Главврач центра профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД при центральной больнице Славянска Александр Кушаков критикует практику выделения денег «на бумаге», обрекающую его лечебно-профилактическое учреждение фактически на созерцание развития опасной эпидемии.

«В стране распространяются две чумы: туберкулез и ВИЧ/СПИД. И они часто идут вместе, живя в одном человеке. Говорю прямо - ситуация в Славянске близка к трагедии: число горожан, зараженных вирусом иммунодефицита, ежегодно и неуклонно растет, - заявил «Донбассу» главврач центра профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД при центральной больнице Александр Кушаков. - Если в 2006 году на диспансерном учете было 666 инфицированных, то в прошлом уже на 200 больше. Да и темпы распространения у нас заметно выше, чем в среднем по региону».

Орган есть. Но работает плохо

По данным Госслужбы противодействия ВИЧ-инфекции и прочим социальным болезням, к концу апреля в стране официально насчитывалось более 120 тысяч инфицированных ВИЧ. Фактически же их в десять раз больше, считают специалисты.

Осенью 2009-го власти Славянска узаконили разработанные профильными медиками меры противодействия эпидемии, помощи носителям вируса и больным вплоть до 2013 года. Но анализируя их выполнение, начальник отдела здравоохранения Марина Сиводедова и Александр Кушаков независимо друг от друга поставили усилиям организаторов и практикующих служб... прямо противоположные оценки.

Так, чиновница привела динамику диагностики ВИЧ/СПИД, а отклонения в сторону роста от усредненных областных показателей объяснила... активностью выявления носителей и больных, не развивая тему высокой концентрации зараженных в городе.

- Нам нужны не показатели, а реальное противодействие эпидемии, - покачал головой Кушаков. - Только за минувший год при нищенском финансировании выявлены 46 новых больных, почти сотня инфицированных, два десятка из которых - дети. А сколько осталось «за кадром»? На нужды нашего центра власти выделили 127,5 тысячи из местной казны. Но эти деньги так и не поступили. На тест-системы дали чуть больше десяти тысяч, которые быстро иссякли. Нам удалось обследовать только 1,2% (около тысячи) пациентов от общего числа горожан при норме в 5%. Наш центр, по сути, живет за счет благотворительности добрых людей.

- Да, но зарплату ведь сотрудники исправно получают из местного бюджета, - парировала Сиводедова. - Здравоохранение реформируется, их центр переходит на вторичный - областной уровень финансирования, поэтому и дела у них должны улучшиться.

Угроза туберкулеза

Подчеркнув, как и Кушаков, особую опасность связки «туберкулез - СПИД», зав. эпидотделом межрайСЭС Людмила Маслова сообщила «Донбассу», что еще в августе 2010-го Минздрав узаконил стандарты инфекционного контроля туберкулеза.

- Речь идет об еще более опасном способе инфицирования, чем тесный контакт с больным, - уточнила Маслова. - Я говорю о заражении мелкодисперсным аэрозолем: микобактерия там сохраняется шесть часов и проникает в легкие здоровых людей легче, чем из мокроты. Если человек болен устойчивым к лекарствам туберкулезом, то и окружающих заражает такой же формой. И заразиться в Славянске можно запросто, стоит лишь подышать одним воздухом с больным в лифте, в очереди, в помещении.

По словам специалиста, в городе есть лечебно-профилактические учреждения, куда могут обратиться все, кто подозревает у себя туберкулез. Помимо этого, действуют девять пунктов сбора мокроты.

- Но ни один из тех, что расположены в помещениях, не отвечал требованиям санитарии, - заявила Людмила Валентиновна. - Я имею в виду приливно-вытяжную вентиляцию, лампы ультрафиолетового облучения и другие нюансы. Поэтому пункты приема мокроты, кроме роддома, мы предписали вынести на открытые площадки возле лечебных учреждений. Это безопасно для больных и персонала, но неудобно для пациентов: им приходится обследоваться при любой погоде.

В противотуберкулезном диспансере, по мнению Масловой, подолгу не устраняются проблемы, способствующие нарушению противоэпидемического режима. Более того: есть условия внутрибольничного инфицирования самих медиков. В палатах, в процедурных кабинетах, на рабочих местах врачей не смонтированы всё те же ультрафиолетовые излучатели, нет вентиляции.

Что уж говорить об изоляторе временного содержания объединенного отдела милиции, в камерах которого нередко содержатся до шести задержанных...


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: