Медреформа: профанация теснит здравый смысл

У регистратуры пациенты выстаивают по две очереди:  сначала за талончиком к семейному врачу, потом по его направлению - к «узкому».

Более девяти месяцев Донецкая область «беременна» медицинской реформой. Пора бы и результатами, желательно положительными, разродиться. Но пока в основном говорят о трудностях и о надеждах… Создается впечатление, что авторы преобразований действовали на глазок, методом «научного тыка». Жалуются на то, как проводится реформа, и сами медики. Семейные врачи Снежного обратились в нашу газету с коллективным письмом-жалобой, под ним 12 подписей. Наш корреспондент выехал в этот город.

Сердечный приступ в очереди за здоровьем

Среди тех, кто подписал письмо, есть доктор амбулатории центра первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП) Ирина Перепелица. От нее услышала такую историю. Пришел на прием мужчина с ожогом кисти руки. До реформы его сразу бы отправили к хирургу, ан нет, бедолагу сначала послали к врачу общей практики, чтобы тот, как теперь полагается, дал направление к хирургу. Два часа он провел в очереди к Ирине Ивановне, затем должен был снова идти в регистратуру за талончиком к хирургу. А потом выстаивать к тому еще одну очередь. Кому нужно такое «покращення» медобслуживания? Это формализм или всё-таки в действии система, при которой пациент тратит больше времени на больницу?

А вот какой звонок (тоже из Снежного) получили в корпунк-те «Донбасса»: «Напишите, как в ожидании приема в амбулатории от сердечного приступа скончался мужчина».

Мне медики пояснили, что человека подвело сердце. Пациент, имевший хроническое заболевание, пришел в тот день на прием, и не те, кто был с ним рядом в очереди, а именно проходивший мимо врач заметил, что мужчине плохо. Его срочно перенесли в кабинет, стали оказывать экстренную помощь, но случилось то, что случилось… Ему не на прием надо было идти, а «скорую» вызывать или лежать в стационаре. На предотвращение таких случаев, в частности, и направлена реформа здравоохранения. Она позволит каждому из нас быть постоянно под присмотром семейных врачей, которые вовремя подскажут, что делать, куда обращаться.

Это был бы идеальный вариант… Но в Снежном пока три тысячи из 45 тысяч человек взрослого населения выбрали себе семейного врача. И те ходят к доктору по принципу: заболел - в больницу, а сносно себя чувствует - терпит. Он-то терпит, а организм дает сбой. Семейный доктор - один из штрихов медреформы. Она многое предусматривает, имея целью и улучшить, и продлить нашу жизнь. Дождемся ли?

Одним густо, другим - пусто

Есть и хорошая новость: в Снежном будет создан диагностический центр с собственным компьютерным томографом, МРТ и так далее. Мечта провинциалов сбывается! Ощутимые результаты видны в скорой медпомощи. Самыми радужными новостями стали сообщения о ее финансировании. При массовом стечении журналистов руководство области торжественно раздавало ключи от новых машин. Но почему дорогущие «Пежо-боксеры» вот уже два месяца не выезжают к пациентам (в Торезе и Шахтерске тоже)? Во-первых, до сих пор документация на них не оформлена, а во-вторых… Эти хорошие машины не для разбитых дорог глубинки, уверяют медики. Вот и стоят они на приколе.

Не все рады новшествам…

Скачкообразная помощь, урезанное финансирование, а порой и просто его скудность вызывают тревогу, разочарование. Проблемы начались буквально с первого квартала, пришлось перебрасывать средства с одного уровня на другой. Финансами на третий квартал для медиков второго уровня («узкие» специалисты) помог исполком. Что будет в конце года, пока никто не знает. Не хватает многого: на входе в амбулаторию висит объявление, призывающее благодетелей помочь приобрести водонагреватель в прививочный кабинет и ксерокс.

- Особенность казначейского обслуживания в Снежном, - подчеркнул на недавней сессии горсовета главный врач ЦГБ Алексей Мацаренко, - заставляет руководителей лечебно-профилактических учреждений искать альтернативные пути движения финансовых потоков в обход казначейства. Да, это нарушение законодательства, но какое нарушение больше? Использование посредников для организации денежных потоков или хроническое нарушение договорных отношений из-за невыполнения казначейством платежных поручений? Проходят платежки только на зарплату.

Серьезные проблемы пришлось преодолевать при проведении тендеров: комиссий-то не было… Так стоило ли ломать то, что годами совершенствовали во благо людей? Не лучше бы было просто дать медицине больше денег?

Пока предлагаемая система обслуживания - под градом критики. Тот же Мацаренко на заседаниях исполкома и сессии Снежнянского горсовета сетовал, что маршрут следования пациента к выздоровлению в прямом смысле слова удлинился и усложнился. В городе приняли компромиссное решение: пациентам разрешено сразу идти к узким спецам. Но недоразумения случаются постоянно.

Врача - в жэк, больного - в маршрутку

Не хватает в Снежном и помещений для семейных врачей. При предыдущей «оптимизации» закрылись (а помещения были проданы): женская консультация, поликлиника горбольницы №2, больница №4, детская молочная кухня. А теперь понадобились кабинеты в этих районах! В них должны вести прием семейные врачи, которые по задумке реформаторов во всех смыслах слова должны быть ближе к народу. Врачи, которые сейчас находятся в амбулатории, с ужасом ждут расселения по приспособленным помещениям в различных конторах, аптеках, учебных заведениях и даже в… жэках.

И представьте: побывав на приеме у семейного врача, кабинет которого планируется расположить в вашем микрорайоне, вы всё равно, получив от него направление к «узкому» специалисту, поедете в другой конец города в поликлинику, больницу и так далее. А до реформы медики располагались «кучно» - на территории ЦГБ и филиалов. Люди к этому привыкли, и до сих пор считают это безвариантно лучшим. И в письме врачей «Донбассу» читаем: «Не дайте развалить амбулаторию ПМСП №1, помогите, пожалуйста, сохранить ее в полном составе и в едином месте. Нас пока не прессуют, но…». Речь идет не только о переселении «к народу поближе».

- И сейчас с помещениями проблема, - рассказала заведующая амбулаторией Светлана Сухомлинова. - Мы из поликлиники перебрались в детскую больницу на первые два этажа, а ее стационар остался на третьем. Все ремонты делали за свой счет. А теперь снова ждем переезда. Куда, когда? Нам об этом никто не говорит. Мы должны будем освободить кабинеты и по другой причине: теперь уже для диагностического центра. Дело хорошее. Но почему он обустраивается за счет удобств семейных врачей и их пациентов?

И еще: сотрудники центра переживают, что детское соматическое отделение в нынешнем здании сохраняется. Как будут влиять излучения от компьютерного томографа, аппаратуры МРТ и другого оборудования на деток? Где гарантии, что это безвредно? Утром того же дня к зав. амбулаторией приходила мама с ребенком, возмущавшаяся, что в здании расположили ДОТ: кабинет долечивания… туберкулезных больных. Он на цокольном этаже, пациенты там безопасные, но понять мамаш можно. Береженого Бог бережет!

И то, что заработная плата врача центров увеличилась на полторы-две тысячи гривен, как-то уходит на второй план на фоне неудобных условий работы, мытарств больных. Средняя зарплата врача выросла с 2818 до 4376, а медсестры - с 1188 до 2214. Но обидный парадокс: существенно отстает зарплата медиков второго уровня - «узких» специалистов. Врачи общей практики при доплатах за количество обслуживаемых пациентов и по другим критериям получили существенную прибавку. Некоторые могут заработать до шести тысяч гривен… Но доплаты за качество, предусматриваемые реформой, не применяются, Минздрав всё еще дорабатывает рекомендации. Почти год!

Девушке в очереди к врачу стало плохо,  помощь ей оказывали прямо в коридоре.

Девушке в очереди к врачу стало плохо,  помощь ей оказывали прямо в коридоре.

Доктор - не реанимобиль, его не купишь

А самая неразрешимая в обозримом будущем проблема - нехватка врачей. Можно ли было Кабмину затевать такие перемены в здравоохранении, зная (или он об этом не ведает?), что в глубинке с эскулапами - беда. В Снежном требуется десятка два медиков. В центре, уточнила Светлана Сухомлинова, обслуживается 29356 человек, по идее, семейный врач должен опекать полторы тысячи, а в реальности - до шести тысяч! Обещают к концу года выделить для участковых врачей машины. Но никто не знает, каждому ли. Или авто будет общим на всех… Город, правда, здравоохранению помогает: квартиры выделяет, двух студентов обучает за свой счет: десять лет будущий доктор должен потом здесь отработать. Докторов посылают на переквалификацию.

Но проблему это не решает. Семейный врач, по замыслу реформаторов, должен оказывать до 90 процентов медуслуг. Но переквалификация никогда не заменит базовое образование, опыт «узких» спецов. Те, кто прошел полугодичное переобучение, признаются, что им и на курсах говорили, мол, в одночасье разноплановым медиком, каким должен быть семейный врач, им не стать… Профанация?

Так что имеет право на адекватный ответ вопрос, заданный на сессии горсовета депутатом Юрием Герасимовым:

- Если реформа забуксует и покажет свою нежизнеспособность, могут ее вообще отменить? Ведь машины и аппаратуру с лекарствами можно купить, зарплату увеличить. А где набраться медиков-универсалов для нашей глубинки?


Валентина Постнова. Фото автора.