Первый класс экстерном. Донецкий опыт
С тех пор, как в первый класс пошли шестилетние мальчики и девочки, все еще обсуждается вопрос, не рановато ли? Родители Саши Хмельницкой не пустили ее в школу в шесть лет. В прошлом году она с отличием окончила третий класс донецкой ОШ №14. А вот программу первого класса девочка освоила дома под руководством мамы и сдала экстерном. Ни учителя, ни директор учебного заведения Михаил Лобанов не были против, и родители ребенка благодарны им за это.
Дети бывают разными
Роксана Хмельницкая, мама девочки, окончила эту же школу в то время, когда слово «экстерном» звучало похвально лишь в отношении «дедушки Ленина». Тогда же считалось, что без детского сада и пионерского лагеря ребенок не сможет «нормально жить в коллективе». Но дети, оказывается, бывают разными, и Роксану песни хором, хождение парами и «тихий час» по расписанию вгоняли в ступор.
- Всякий раз я противилась этим поездкам, - рассказывает она. - Не любила ходить и в детсад. Оставаться больной дома, с бабушкой, было праздником. Когда стала мамой двоих детей, сомнений по поводу того, отдавать ли их на воспитание «чужим тетям», у меня не было. Я хотела проводить с малышами всё свое время. Конечно, многие мамы, в отличие от меня, работают, но знаю и таких, которые выпроваживают ребенка в школу, дав ему с собой «Колдрекс».
К пяти годам Саша умела читать и стала учиться писать. Ну и что? А то, что хочу подчеркнуть: при поступлении в первый класс, если бы это произошло, девочка была бы не лучше и не хуже других.
- К первому сентября дочке исполнилось бы только пять с половиной лет, и было жаль отдавать ее, такую маленькую, в школу, - рассказывает Роксана. - Решили с мужем сделать это через год. Но и бездельничать мы с Сашей не собирались. За советом обратилась к учительнице младших классов 14-й школы Тамиле Дмитриевне Токаржевской, которая и подсказала, по каким пособиям можно готовить первоклашек.
Эксперимент удался
Какова программа первого класса, нетрудно понять по обычным школьным учебникам. А вот руководством для мамы, решившей стать учительницей, стали рекомендованные ей пособия А.А. и Н.Е. Форощук: «Практические задания по русскому языку для начальных классов», а также по математике и природоведению.
- В том, чтобы строго придерживаться школьной программы, не было ничего сложного, - рассказывает наша собеседница, - прописи, счет, задачки. А еще я хорошо помнила совет родителям моих одноклассников нашей первой учительницы Валентины Караничевой: «Хотите, чтобы ваши дети были грамотными, пишите с ними диктанты». Насколько это полезно, знаю по собственному опыту, поэтому и с Сашей мы ни одной из «Практических задач» не пропустили.
Учить английский язык по кассетам Оксфордского курса порекомендовал знакомый преподаватель, и Роксана осваивает его вместе с детьми (раньше учила немецкий). Что касается уроков природоведения, то сведения учебника куда лучше запоминаются, когда ребята слышат их во время прогулок, убедилась она. Например, из чего состоит дерево, цветок, или даже как правильно жечь костры.
- Когда шли в школу сдавать зачет за первый класс, - вспоминает Роксана, - произошел забавный случай. - Саше указали, что нужно прочитать, а она молчит. Минута проходит, другая… Я в недоумении подошла к ней, чтобы успокоить, и поняла, в чем дело. Буквы были крупные, как в детских книжечках, да еще и слова разбиты на слоги: дочка уже забыла, когда видела такое. Я попросила обычную книжку, и она быстро справилась с задачей. Все в порядке было и с математикой, и нам сказали, что Саша ко второму классу готова…
Астрономия в первом классе
Когда девочка пошла во второй класс, интерес к учебе проявил младший Хмельницкий - Никита, которому в то время было 4,5 года.
- Сашенька шла в школу, а мы с Никитой устраивали ее дома, - рассказывает Роксана. - У меня уже была уверенность, что все делаю правильно. Как и его старшая сестричка, Никита тоже сдал программу первого класса экстерном.
Чтобы дисциплинировать мальчика, всё было организовано, «как в настоящей школе». Ему купили дневник, в который вначале мама, а потом он сам записывали расписание уроков: русский язык, математика, чтение, планеты… Астрономия в первом классе - не слишком ли? Оказалось, что не слишком, а началось все с посещения планетария.
После этого культпохода всей семьей дети то и дело задавали вопросы, но не на все из них взрослые могли ответить. И тогда в домашней библиотеке стали появляться детские энциклопедии. Их покупали родители, дарили бабушка и друзья.
- Эти книги прекрасно иллюстрированы. Детей от них не оторвать, - продолжает Роксана. - Знакомство с одной увлекательной информацией порождает у них интерес к другой. Мы много путешествуем с детьми по Крыму, Святогорью, были с ними в Турции. Саша увлеклась историей.
Химия, о которой можно мечтать
Кроме астрономии, дети Хмельницких знакомятся в игровой форме с основами химии и физики. А руководствуются оксфордской «Большой книгой экспериментов для школьников», переведенной в издательстве «Росмен». Саша и Никита объяснили мне, почему стол твердый, а вода жидкая. Они знают, как делается бумага, почему летают мыльные пузыри и еще много-много интересных вещей. А вот что такое сообщающиеся сосуды, шестилетний Никита продемонстрировал на практике с помощью двух шприцев и трубки. Потом мальчик принес кусок картона, на котором нарисовал трассу, а также склеенные из бумаги машинки, магниты на китайских палочках. Всё «как в книжке», чтобы изучать магнитное поле.
- Они едут, потому что внутри гайки, и магнит их притягивает, - объясняет он.
- Почему?
- Потому что это сила магнитного поля. Она и в воде действует. - Никита демонстрирует, как, не намочив рук, может поднять со дня стакана металлическую скрепку.
- Дети просят всё новые и новые конструкторы, - говорит мама. - Так что в целях экономии покупаем такие, из которых можно собрать несколько макетов, скажем, автомобиль, аэроплан и самолет. А недавно вот вычитали, что самые хорошие мыльные пузыри (в книге экспериментов с ними много «фокусов») получаются из состава, в который непременно нужно добавлять глицерин. Об изучении химии и физики в школе таким вот образом можно только мечтать.
Не устраивает Роксану, что в школе, например, физкультура заменена танцами и значительно сокращено изучение русской литературы.
- Бороться с системой я не собираюсь, - говорит она. - Нет физкультуры - сами водим детей в бассейн. А что касается русских авторов, то дети читают запоем, и никакая школьная программа не может запретить этого. Не сторонница я и того, чтобы ребенок делал уроки на черновиках, не контролирую дочь в подготовке к школьным занятиям.
Как и многие дети, Саша и Никита любят Губку Боба и играют в стрелялки на компьютере, но родители ограничили их пребывание перед телевизором: не больше одного часа в день. Как и положено, есть у детей и домашние обязанности. Например, за Сашей «закреплена» домашняя любимица кошка Луня.
Совет от Роксаны Хмельницкой
Педагог и психолог в... мамином лице
У нее образование историка и преподавателя физкультуры. Психологию и педагогику она изучала в ДонНУ. Но все равно засела за книги по этим предметам.
- Моя настольная книга - «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана, - рассказывает она. - Прочтя ее, любая мама станет педагогом и психологом в одном лице, было бы желание. Изложение легкое и понятное, а суть в том, чтобы научиться контролировать несносное поведение (автор называет это «перестань-поведение») и поощрять хорошее («начни-поведение»), а также укреплять отношения с детьми. В общем, благодаря этой книге я многое поняла в отношениях с собственными детьми, и проблемы «отцов и детей» в нашей семье нет.
Комментарии «Донбассу»
Такая форма годится!
Лариса Кошалковская, директор донецкой специализированной физико-математической школы №17:
- В нашей школе пять детей сдавали экстерном программу за первый класс, все - успешно. Они отлично учатся и сейчас. Считаю эту форму вполне приемлемой.
Татьяна Салежук, психолог областной психолого-медико-педагогической консультации управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации:
- В подобных случаях важна последующая успешная адаптация ребенка в коллективе. В примере, о котором идет речь, она прошла успешно благодаря как родителям, так и учителям. Но я бы еще советовала не пренебрегать беседой и консультацией с психологом и, в частности, обращать внимание на нагрузки.
Ирина Розанова. Фото автора.