Сколько игрушек нужно ребенку: с рождения и до двух лет

Сколько игрушек нужно ребенку: с рождения и до двух лет

Это даже не вопрос для мамы, которая выходит из дома, а в кармане у нее оказывается немного денег. Возвращается мама или с новыми ползунками, которые уже некуда складывать, но у мамы есть оправдание — это же первые с клубничкой, а остальные все в горошек, полосочку, да цветастые, или с игрушкой, тоже не сильно отличающейся от того склада, что уже занимает половину детской комнаты. У девочек все в куклах, у мальчиков девать некуда машинки и пистолеты. А приходят гости, родственники, сослуживцы и все считают своим долгом одарить дите еще одной машинкой или куколкой. Что до мягких игрушек, то они у нас уже везде. Стройные ряды пыльных мишек, обезьянок, зайчиков и собачек валяются бессмысленно, без толку и не по делу. А с чем играет ребенок, что ему нужно в действительности, какие игрушки необходимы для развития и главное, сколько?

Едва народившись на свет, малыш погружается в изучение окружающих предметов, их свойств и особенностей. На первых порах это познание происходит через наблюдение, вскоре через участие в процессе — с помощью игр. Так что игрушки имеют свою ценность и значимость, и подбирать их нужно так, чтобы они становились для малыша первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека.

К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны развлекать и занимать ребенка, а с другой — развивать, обогащать его личность.

До двух—трех месяцев малышу нужны яркие разноцветные игрушки, которые подвешиваются над его кроваткой или коляской таким образом, чтобы ему было удобно на них смотреть, следить глазами за их движением.

С двух—трех месяцев в кроватку крохи можно ставить специальный турничок, на котором закреплены разноцветные игрушки-подвески, обладающие звуковыми и световыми эффектами, стимулирующие ребенка тянуться к ним ручками. В этом возрасте малыш совершает хаотичные, неосознанные движения руками и может лишь случайно касаться предметов. Но, став постарше, видя игрушку, подвешенную на небольшом расстоянии от его груди, он сам тянет к ней руки. Задача родителей — обращать внимание малыша на эти особенности игрушек, называть их.

Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша — быть не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов, а материал, из которого сделана игрушка, должен быть токсически безопасным. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак.

Достижением малыша четырех—пяти месяцев является умение хорошо хватать игрушки и долго заниматься ею. Главная цель действия ребенка с игрушками в этом возрасте — исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т.п.

Первые игры обязательно должны проходить с участием родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на их реплики, повторяет или продолжает действия с игровыми материалами.

Когда ребенок уже хорошо может хватать и подолгу заниматься игрушкой, подвешенной над кроваткой, его следует учить переворачиваться со спины на живот. Конечно, это удастся ему не сразу, нужно помочь малышу в этих попытках. Можно предложить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку, другие фигурки или погремушки, которые малыш сможет легко удержать в руке. Стремясь к игрушке, ребенок выполнит нужное действие.

С шести месяцев «пытливому исследователю» можно предложить специальный игровой центр, который надо класть перед малышом или подвешивать к бортам кровати, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из его компонентов-образов различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. В этом прекрасным подспорьем может стать плоскостной развивающий коврик, на котором изображены полу объемные игрушки, сделанные из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и с разными наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а кроме того, еще и звучащие. Эти необычные эффекты привлекают внимание малыша, побуждая его вновь и вновь повторять действия за взрослыми, развивают тактильную чувствительность.

Ребенок, выполняя таким образом разнообразные движения, довольно быстро начинает самостоятельно поворачиваться с боку на бок, а затем садится, ползать. Для такого подросшего малыша хорошо на время игр иметь детский стульчик с достаточно большим столиком, манеж, в котором по стенкам вешают игрушки (по одной с каждой стороны).

С семи—восьми месяцев, когда ребенок уже может ползать, его необходимо спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку.

В одиннадцать—двенадцать месяцев
малыш уже делает свои первые шаги. Заинтересовать и помочь ему в этом также можно с помощью игрушки. В этом возрасте ребенку особенно интересны вещи, при воздействии на которые возникают различные эффекты — шум, треск, грохот, звуки голоса животного. Маленький ребенок в этом возрасте — большой исследователь. Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или дверцы. Эти действия удовлетворяют потребность малыша в познании. Также для забавы малыша подойдут заводные и механические игрушки — клюющая курочка, играющий на балалайке медведь, передвигающийся бычок, паровозики, шарики и мячики.

В играх особая роль отводится взрослым. Родители, улыбаясь, называя малышу игрушки, ее свойства, объясняют свои действия, побуждают его к эмоциональному отклику. Кроха с большим удовольствием будет рассматривать игрушки в виде животного — глазки, носик, различные яркие детали наряда: бантики, шляпу т.д.

Когда ребенок научится устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой. Он с интересом наблюдает за действиями игрушечных котят, которые по мере движения игрушки-каталки поочередно высовываются из башмачков, порхающих бабочек, подпрыгивающих медвежат. Ему будет интересно везти за собой лошадку, потянуть за кольцо и извлечь звуки, напоминающее ржание (звуки не должны быть слишком резкими, пугающими). Через игрушки происходит ознакомление с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей — диких и домашних животных. С ними он будет охотно играть в комнате, в ванной, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки — все это обогатит представления ребенка об окружающем мире.

До двух лет ребенка не занимает эмоционально-смысловые значение игрушки. Его интересует, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляю интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрыть. Если вы заметите, что ваш ребенок играет подобным образом, не прерывайте его, не считайте такие действия пустыми и однообразными. Они помогают малышу увидеть новое в знакомых предметах, подняться на более высокий уровень обобщения своих знаний. Вы и сами можете поддержать интерес ребенка к разному использованию знакомых предметов и игрушек, показывая ему, что можно с ними делать.


Алла Дзюрич.
По материалам: www.mama.uz
Читайте также: