Как научить ребёнка обращаться с деньгами
Чтобы малыш хорошо ездил на велосипеде, ему следует научиться крутить педали. Чтобы он хорошо читал, пусть вначале выучит буквы, а потом практикуется. Так и с деньгами: нужно приноровиться обращаться с ними. И хотя многие родители ограждают своих чад от финансовых трудностей, всё больше и больше взрослых понимают, что лучше объяснить ребятам, что к чему.
Маленький экономист
В семье дончан Гавришевских мама Анна Николаевна с раннего детства учит маленького Максима основам управления «капиталом».
- Прививать трудолюбие детям, конечно, немаловажно, - считает она. - Однако, пусть это и звучит цинично, я не хочу, чтобы сын всю жизнь гнул спину на кого-то за гроши. Недавно наткнулась на книгу эксперта по денежным вопросам Мэри Хант «Воспитывая финансово уверенных детей». До этого я толком не знала, как грамотно поступать в подобных вопросах, и это пособие очень пригодилось.
Хант призывает родителей обучать ребёнка обращению с деньгами с того момента, как только забрали его… из роддома. Нужно говорить о них часто, без лишних эмоций. Малыш должен уяснить, что эти «бумажки» имеют ценность. Ну, несмышлёнышам вы вряд ли дадите вместо погремушки гривню. А вот когда ребёнок начинает требовать «Купи!», самое время объяснить, что к чему.
Например, при сыне Анна всегда расплачивается в магазинах наличкой, а не кредитками. «Пятилетнему ребёнку я не могу объяснить всей этой «кредитной системы». Для него карточка - волшебный предмет, исполняющий желания. А с купюрами всё чётко и понятно: вот была пятерка - и вот за неё куплены фломастеры!» - говорит она.
Через год Максимка будет получать каждую неделю немного денег на карманные расходы. Постепенно сумма увеличится, но сменится и периодичность «зарплаты» - раз в две недели, а как станет подростком - раз в месяц. Это, согласно Мэри Хант, научит мальчика экономить деньги. А если потратит всё быстро, мама взаймы не даст, иначе он так и не научится откладывать и определять, что более важно, а без чего можно обойтись.
- «Денег нет!», «Этого мы не можем себе позволить» и тому подобное я никогда не говорю. Если сын просит то, на что мы не можем потратиться, говорю: «Так нам лучше не тратить деньги» и объясняю, почему. Ребёнок не должен думать, что мы бедно живём, потому что будет переживать и чувствовать себя ущемлённым. Но выполнять каждую прихоть тоже не нужно.
Вместе с кроликом Соней Максим учится распределять бюджет.
- Я подсчитываю, сколько денег в месяц нужно на Сонину еду, туалет и витамины, - деловито рассказывает мальчик. - А потом мама даёт мне, сколько надо, и мы вместе идём покупать! Я должен управлять, чтобы на всё хватило.
Подработки со студенческой скамьи
Студентка четвёртого курса химического факультета ДонНУ Василиса Кобец ещё в восьмом классе решила, что хочет подрабатывать. Правда, плохо представляла, куда в таком возрасте можно устроиться. Тогда девочка работу не нашла, но идею не бросила.
- С деньгами у меня в то время была довольно напряжённая ситуация, - вспоминает Василиса. - И после девятого класса мы с подругой решили попытать судьбу снова. Заходили в каждый магазин и спрашивали: «Вам работники не нужны?». Попытки не увенчались успехом. Однажды мама знакомой девочки помогла найти подработку в развлекательном центре «Городок». Туда меня взяли садовником.
После десятого класса подруга Василисы устроилась промоутером, предложив попробовать и ей. С тех пор девушка часто этим занимается. Её мама порой переживает, чтобы подработка не отразилась на учёбе, но бросать не требует.
Как и пять лет назад, искать способ заработать её заставляют эти коварные деньги, точнее, их недостаток. Но студентка не унывает, она знает - это временно. Совсем скоро Василиса найдёт настоящую, постоянную работу аудитором, и тогда полученная за эти годы закалка и трудолюбие сослужат добрую службу. «Если человек с детства получает всё, что захочет, вряд ли он будет стремиться трудиться», - рассуждает девушка.
«Мелкий» бизнес
- Считаю, что платить детям за домашнюю работу, за хорошие оценки не нужно, лучше благодарить и по возможности поощрять, - рассказывает психолог Донецкого областного лицея-интерната ДонНУ Ольга Могильная. - Когда родственники дарят деньги, лучше обсудить с ребёнком, на что бы он хотел их потратить.
Он любит коллекционировать? Выясните в доверительной беседе, зачем ему это нужно. Если вы видите, что он по-настоящему увлёкся чем-то, а не «перепрыгивает» с одного на другое - отлично, потому что это развивает способности, упорство, ответственность. Узнайте, что именно нравится ребёнку, и помогайте ему это собирать.
В младших классах некоторые дети хвастают «богатством» своей семьи: «А у нас новая машина!» или «Мы летом едем за границу!». Если ваш ребёнок грустит из-за подобных разговоров и чувствует себя ущемлённым, объясните, что семейные деньги - заслуга не его сверстников, а их родителей. Но можно стараться самому добиться успехов, например, по какому-нибудь предмету.
Бывает, сын или дочь в подростковом возрасте выказывают желание подрабатывать. Опять же выясните цель. Категорически запрещать не нужно. Проследите, чтобы работа была не халтурной, а полезной для общества. Не бойтесь такого шага - он поможет вашему чаду воспитать в себе ответственность, целеустремлённость, пунктуальность.
Во всех этих ситуациях самое важное то, что ребёнок учится принимать решение, планировать и нести за него ответственность.
Алёна Дудникова. Фото автора. Инфографика Татьяны Толстых.