Повелитель песка изваял Евро-2012 и Донбасс
Легким движением руки можно не только брюки превратить в шорты, как в легендарной гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука», но и создать из цветка - лицо, из комбайна - дом, из Львова - Донецк. И никакого волшебства! Просто завораживающая красота песочной анимации, которая стала широко известна в Украине благодаря крымской материце Ксении Симоновой. В 2009 году она стала победительницей телеконкурса «Україна має талант», а в этом году помогла представляющей нашу страну Мике Ньютон стать четвертой на «Евровидении», создав изумительную композицию к ее песне «Ангел». Пример Ксении вдохновил многих. И вот уже в столице шахтерского края я наблюдаю за чудесами (нет, это всё-таки волшебство!) превращения песка во что угодно.
Превращения в драмтеатре
Вначале на экране видны лишь руки мастера, щедро посыпающие песок. А потом из него прорастают колосья, вдруг перевоплощающиеся в хлебоуборочную технику, которая, в свою очередь, становится домами, снопами, элеваторами, столом, на котором хозяйка раскатывает тесто, печью, принимающей будущий каравай. И всё - под музыку, подобранную "в тему". Переполненный зал донецкого драмтеатра взрывается овациями.
За кулисами застаю Демьяна Гайдаенко и сопровождающего его в подобных поездках Павла Белоцерковского (ребята из Харькова) за разбором столика. Конструкция удивительная, сделана на заказ, под рост мастера. Гости ловко откручивают составные части, и - хоп! - громоздкий на вид столик уже уместился в футляр, напоминающий здоровенный блин. А песок, из которого можно создавать целые миры, занял место в скромном мешочке.
Демьян, родившийся в Кривом Роге, рисует с самого мальства. «От мамы, наверное, передалось, - пожимает он плечами. - Она у меня закончила художественную школу, правда, сейчас работает… кассиром. Я нашел книги, по которым она занималась. Что-то почерпнул оттуда, что-то - от нее».
В его руках легко плясали гуашь, акварель, карандаш, пластилин. В школе до сих пор хранят один из рисунков Гайдаенко на баскетбольную тему... Год назад знакомая по совместной учебе в Харьковском институте воздушно-военных сил, Алена (супруга Павла), предложила Демьяну попробовать себя в студии SandUnion, идейным вдохновителем которой является. Там-то он впервые и столкнулся с песочной анимацией. И погрузился в нее с головой.
Всё начиналось с Прокофьева
Песочная анимация родилась в 60-е годы прошлого века. Однажды канадская художница-мультипликатор Кэролайн Лиф просто водила руками по песку. Потом стала экспериментировать с получившимися узорами: решила сложить из них некую историю, а ту - записать на пленку. Именно Кэролайн разработала специальный стеклянный стол, разместила под ним камеру, нашла нужный угол подсветки… Первый в мире песочный мультфильм назывался «Петя и серый волк» и был создан на основании музыки нашего земляка - уроженца села Красное (ранее Сонцовка) Красноармейского района Сергея Прокофьева.
В СССР метод «сыпучей техники» подхватила Киевская студия анимации. Особо известна работа Елены и Владимира Петкевичей «Сказочка про козявочку». А венгерский художник Ференц Цако первый догадался делать фильм на глазах зрителей. Модный ныне жанр 3D удачно соединила с песочным шоу израильтянка Илана Яхав, которая презентует свои программы по всему миру. Москвич Артур Кириллов благодаря своим достижениям в развитии песочной анимации был награжден медалью «Талант и Призвание» от Всемирного Альянса «Миротворец». Еще один российский художник Сергей Назаров даже создал в столице РФ свой театр песка.
Что касается Украины, то у нас песочная анимация, как вид изобразительного искусства появилась лишь в этом веке. Центрами искусства считаются Киев, Харьков и Евпатория, где творит Ксения Симонова.
«Столяр» в поисках переходов
Обычно песочные аниматоры принимают заказ за несколько недель до выступления. Оговаривают с клиентом тематику, согласовывают все нюансы. Потом художник высылает на просмотр эскизы сюжета. Если тот утвержден, начинается проработка ролика в целом, подбор музыки (она очень важна, так как делает акценты на те или иные моменты).
Среднее время выступления - десять минут - стоит около пяти тысяч гривен. Если сюжет длится дольше, его лучше делить на два отрезка, показывая с перерывом. Хотя возможны и «марафоны» типа того, что Гайдаенко продемонстрировал в донецком драмтеатре, на одном дыхании выдав 20-минутную программу.
- Даже просто взять и нарисовать что-то песком - дело сложное. Тем более - сделать интересный переход. Он рождается пусть не в муках, но в процессе долгого творчества, - говорит мастер. - Когда снопы превращаются в лица, комбайн в хату - это всё надо продумать, просчитать, перепробовать. Это всё время эксперимент, что-то новое.
Демьяну запомнилось, как Артур Кириллов, художник из Москвы, процитировал отрывок из стихотворения Лившица «Адмиралтейство»: «Красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». Вот таким столяром себя и считает, многократно отрабатывая и доводя до автоматизма то, что со стороны кажется чудом.
Бок о бок с Порошенко
- Песок использую самый обычный, - продолжает Гайдаенко. - Набирал в карьере под Харьковом. Потом прокипятил, промыл, просеял. Раньше работал с более крупными песчинками, теперь перешел на мелкие - получается изящнее.
В своей анимации он не использует ни кисточки, не специальные скребки - исключительно пальцы. Очень радуется поддержке друзей и жены Евгении, которая сначала скептически отнеслась к новому виду деятельность супруга, а сейчас его даже подгоняет: мол, надо расти, развиваться.
Впрочем, учитывая, что у Демьяна за год было уже около пятидесяти выступлений, развивается он очень даже ничего.
- Мы выступали в Виннице, Днепропетровске, Киеве, Симферополе. Да и в Донецке не в первый раз, - отмечает Павел. - На свадьбах здесь были, на днях рождения. Даже в Москву уже заносило, хоть там своих песочных аниматоров хватает.
Самым масштабным его выступлением стало участие 4 сентября в презентации в Виннице самого большого в Европе плавучего светомузыкального фонтана. Демьян не только отображал в песке процесс выступления группы «Тік», но - изречения известных людей, а также карту нашей страны. А в конце праздника экс-глава НБУ, бизнесмен Петр Порошенко (под эгидой его фонда прошло мероприятие) подошел к парню и поставил под рисунком подпись: «Подумай о тех, кто рядом». «У него всё сразу получилось. Я подсыпал песочка, а Петр Алексеевич вывел буквы - четко и красиво», - рассказывает художник.
Памяти Гурченко…
Учитывая, что студия, где работает Гайдаенко, базируется в Харькове - одним из городов, принимающих Евро-2012, аниматор не мог обойти эту тему стороной. И создал ролик, посвященный грядущему чемпионату. В нем показал все четыре украинских мегаполиса, которым предстоит принимать игры самого масштабного футбольного форума Старого Света. Кроме основных достопримечательностей Донецка, Киева, Львова и Харькова, идут песочные виды стадионов, а также видеосюжеты (уже обычные) игр клубов, на них выступающих. К примеру, в презентации столицы шахтерского края появляется монумент освободителям Донбасса, преобразующийся в памятник горняку с углем на вытянутой руке, за спиной которого прорисовывается собор. А потом вырастает величественная «Донбасс Арена»…
Откликнулся Демьян и на мою просьбу создать отдельный ролик, посвященный нашему краю. Там нашлось место и для газеты «Донбасс», которая, издаваясь с июля 1917 года, является неотъемлемой частью региона.
Следующее большое мероприятие с участием Гайдаенко - вечер памяти народной артистки СССР Людмилы Гурченко, которая родилась в Харькове 12 ноября 1935-го, а умерла в Москве 30 марта этого года.
- В ее творчестве многое было связано с войной, так что первый блок анимации посвящен именно Великой Отечественной, - рассказал Демьян. - Ну, а второй - непосредственно Людмиле Марковне: женщина на сцене, образы из ее ключевых фильмов, любимые актрисой белые хризантемы и под конец - дорога в небо.
Андрей Кривцун.