Сегодня православные празднуют Медовый Спас: история, традиции и верования

Сегодня православные празднуют Медовый Спас: история, традиции и верования

Сегодня православные празднуют Медовый Спас или праздник Маковия, который в церковном календаре называется днем семи мучеников Маккавеев. Это — первый из трех праздников августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня».  С этого дня у верующих начинается Успенский пост, который предшествует одному из наибольших религиозных праздников, - Успению Пресвятой Богородицы. Пост продлится две недели.

В соответствии с источниками христианских богословов, этот праздник был установлен в Византии в 1164 году в честь победы императора Мануила (1143-1180) над иноверцами. В день этой победы перед битвой якобы чудесно заблестела - обновилась - икона Божьей Матери.

Это день Животворящего Креста Господня. В праздничные богослужения были введены обряды вынесения креста, хождения с ним по улицам и торжественного водоосвящения.

Традиционно 14 августа в церквях святят воду, цветы и мак. Воду, освященную на Маковия, в народе считают целебной и она ценится не меньше сретенской - считается чрезвычайно полезной.

Медовый Спас совпадает во времени со вторым вырезанием сотов из ульев. На праздник Медового Спаса святили и свежий мед и угощали им всю семью.

История

Возникновение этого праздника объясняется тем, что жаркими августовскими днями Константинополь страдал от жары и от распространения большого количества различных болезней. И чтобы хоть как-то помочь жителям установился обычай выносить из храма святой Софии частичку креста, на котором был распят Иисус. Это делали с целью освящение целого города. Первый спас раньше отмечали без лишних излишеств и пышностей, потому что в это время простому крестьянину было не до отдыха. Однако некоторые традиции всё соблюдались. С 14 августа начинали собирать урожай мака, поэтому этот спас называют маковым или Маковеем.

Называли этот спас и медовым, так как считалось, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу с цветов. И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас — лакомка».

В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 году в ознаменование победы над волжскими булгарами. Рассказ об этом читается в русских прологах Пространной редакции (самый ранний список начала XV в.). По мнению Е.Л. Конявской проложная статья была создана не ранее 1167 г. и явно до 1213/1214 г., а ее автором был епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Нестор [1].

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Макавей

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белой Руси — макатером.

Съедобный мак был распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачёк с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спас на воде

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Медовый Спас

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Кроме того, лишь с медового Спаса по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.


По материалам: ru.wikipedia.org
Читайте также: