Палитра осенних палисадов
Маленькая художница
Маленькая художница на опушке пишет осень. Она настолько увлеклась, что не замечает, как притаившийся за спиной клен заглядывает в альбом, где оранжевого еще больше, чем на лесной опушке. Лист альбома, как запотевшее зеркало. В нем сквозь кисейную дымку просматривается косогор с небрежно брошенным серпантином дороги, точеные маковки елей и багряноликие скумпии.
Время от времени на коробку с разноцветными мелками ложатся кленовые листья. При этом они едва слышно вздыхают, словно им бесконечно жаль расставаться с опушкой, откуда уходят жизнь и тепло. Так вздыхает и маленькая художница. Ей кажется, что это и не листья вовсе, а карты старинных городов, куда войти имеет право лишь тот, кто разобрался в сплетении прожилок, образующих полные таинства улицы, переулки и зеленые островки скверов.
Вдобавок ко всему заканчиваются оранжевый и золотистый мелки. Зеленых, синих и даже сиреневых полная коробка, а подходящих к моменту как раз и нет. Чтобы успокоиться, девочка переводит взгляд на косогор и пытается представить его в одеянии полевых незабудок.
- Ничего, - говорит девочка стоящему за спиной клену. - Придет время, когда понадобятся не только оранжевые мелки, - и продолжает дальше писать осень.
Фифочка
- Фи, - сказала Матильда Георгиевна, - человек вы вроде образованный, а цветы в вашем палисаднике вульгарные. Почему не разведете розы, какие продают в магазинах? Я, например, ни за что не приму букет ваших хуторских цветов.
Вьюнок.
Замечание дальней родственницы остается без ответа. Во-первых, никаких букетов я ей не собирался дарить. А во-вторых, что можно сказать даме, у которой ярко выраженная страсть к показному блеску, будь то розы или отороченное фальшивым жемчугом декольте лазоревого платья. Разве что привести выдержку из толкового словаря: «Фифочка - женщина, обращающая на себя внимание своей внешностью, нарядом, поведением».
Матильда Георгиевна все равно не оценит прелесть цветов, которые даже на смертном одре осени хранят неброскую прелесть и едва ощутимый аромат благородного увядания.
Законсервированное лето
Бабушка Люда - мастерица солить огурцы и томаты. Они у нее аппетитны даже на вид и остро пахнут свежестью. Соленья хозяйка держит в дубовых бочках, таких тяжелых, что их сдвинуть с места может только внучатый племянник Ваня, моряк дальнего плавания и главный ценитель солений бабушки Люды. И еще Ваня обожает чердак, где хранится сундук с бумагами прадеда, волостного писаря, а также бессчетное множество холщовых сумок. Все они под завязку заполнены высушенной полынью, укропом, мятой, петрушкой и зверобоем.
«Хуторские» цветы.
- Ты только не кури на чердаке, - предупреждает старушка, - передавая ключ от заветного хранилища.
- Да не курю я ни табак, ни травку, - отмахивается гость. - Мне бы только подышать.
Впрочем, сама бабушка Люда не прочь под песню декабрьской вьюги слазить на чердак. Она по часу и более проверяет, не забралась ли сырость в холщовые сумки. При этом старушке становится жарко от работы и запахов лета.
Юрий Хоба. Фото автора.