Дюймовочка Галя громила немецкие самолеты и пила с японцами чай

Галина Александровна Корона рассказывает своей внучке Наташе историю каждой награды.

Энергичной, схватывающей все на лету Галине Сушиловой без труда покорилась азбука Морзе. Вряд ли думала тогда выпускница, получившая в 1941 году на курсах значок «Связист-отличник», что всю войну будет не отстукивать тоненькими пальчиками донесения, а выискивать в небе через прицел зенитной установки силуэты огромных «мессершмиттов» и «фокке-вульфов».

Жительница Артемовска Галина Александровна Корона (Сушилова), которой пошел 92 год, рассказала корреспонденту «Донбасса» о том, что до сих пор во сне выпускает из своей зенитки снаряды по вражеским самолетам.

Командир выносил благодарность на листке бумаги

Из родного города в Кировской области с красивым русским названием Вятские Поляны выпускниц ускоренных курсов отправили в учебку в Подмосковье, в Химки. Там оказалось, что у хрупкой Гали от природы не только завидная реакция, но и меткий глаз. Не долго думая, отправили ее для обучения к зенитчикам, хотя из-за маленького роста она еле доставала до прицела. Так миниатюрная Галина стала наводчиком зенитных установок.

- Заряжающими и подносящими у меня были ребята: эта работа требует много физических сил. Они мне всегда во время боя кричали: «Держись, Галинка!»  Берегли, как могли, хотя никто даже не ухаживал: мы ведь почти каждый день были на передовой, все знали, что убить могут в любой момент, - вспоминает Галина Александровна.

Признается, что порой было очень страшно, но желание бить врага придавало сил. В тяжелые «фокки» попадать было легче: они летели медленнее, а в юнкерсы, которые узнавали издалека по звуку, приходилось стрелять «на опережение».  В пылу боя Галина даже не замечала, что от выстрелов пропадал слух. Теперь она жалеет, что не сохранила те клочки бумаги, на которых рукой командира была написана благодарность:

- На построении нас вызывали по очереди, но сделать два шага вперед я не всегда могла: просто не слышала свою фамилию. Ребята так и говорили: оглохла опять наша Галинка. А командир писал на листке бумаги: «Благодарю за мужество в бою!». А я, прочитав, отвечала: «Служу Советскому Союзу!». Все смеялись, потому что получалось у меня очень громко!

Под Чехословакией чуть не похоронили заживо

Вместе со своей частью Галина охраняла небо во время боев за Москву и Минск, в составе боевых расчетов курсировала на поездах, подвозящих снаряды к Сталинграду, а обратно увозящих раненых, побывала даже в Японии. Но пройти войну без ранений ей не удалось.

- Рядом с небольшим чехословацким городком меня тяжело ранило. Разорвавшийся снаряд отбросил очень далеко, засыпав землей и песком. После боя мужчины пошли меня искать: хотели похоронить по-человечески. Когда откопали, не могли понять, где лицо, где спина: я вся была в крови и земле. Я застонала, и они поняли, что жива, - говорит Галина Корона, которая после  ранения в ногу и голову стала инвалидом второй группы.

После госпиталя ефрейтор артиллерии вернулась в свою часть, а в 1945 году попала в Японию. Там уже не велись боевые действия, поэтому воспоминания о Стране восходящего солнца у Галины Александровны только позитивные:

- Японцы - очень гостеприимные люди. Мы к ним пришли все-таки с оружием, но каждого гостя они встречали как долгожданного. Я даже участвовала в знаменитой японской чайной церемонии, хотя пить чай на полу было очень непривычно.

Демобилизовавшись, Галина решила остаться вместе с подружкой Дусей у ее тетки в Хабаровске, где встретила Победу: на родине ее уже никто не ждал. Родители умерли еще до войны, а младший брат Петр, ушедший на фронт в 16 лет, пропал без вести.

Жених за одним чемоданом прислал машину и двух бойцов

 Устроившись работать в продпункт на хабаровском вокзале, Галина Сушилова и не предполагала, что прямо в окошко выдачи  заполучит… Корону.  Высокий и статный старший лейтенант с такой необычной фамилией оказался самым настойчивым женихом, который сумел покорить сердце свободолюбивой дюймовочки.

- Он служил на вокзале, и, видимо, заприметил меня сразу. Как-то улучил момент, когда у окошка никого не было, и говорит мне: я серьезно, замуж позвать. Я тогда напридумала, что у меня есть парень, чтобы Андрей отстал. Но тот проследил, что никто ко мне не приходит, и предпринял решительные действия, - улыбаясь, вспоминает Галина Корона.  

Галина Корона с семьей. Это первая семейная фотография, сделанная сразу после окончания войны.

Это первая семейная фотография, сделанная сразу после окончания войны.

Будущий муж прислал машину с солдатами к дому, где вместе с подружкой жила понравившаяся девушка. А у той из приданого был только один чемодан, с которым она и переехала к Андрею в съемную квартиру. Там родился сын Владимир, а потом семья переехала к родным Андрея в Артемовск.

Накануне 9 Мая внучка Наталья каждый год помогает бабушке надеть все ее пятнадцать медалей и орден Отечественной войны ІІ степени: Галина Александровна считает, что в такой великий праздник она обязана, как настоящий солдат, быть в строю и при параде.


Елизавета Гончарова. Фото автора.
Читайте также: