Василий Фаринник рассказал о рожающих следователях, пистолетах-бумерангах и рае для курокрадов
Заместитель начальника ГУ УМВД в Донецкой области побывал на "горячей линии" в редакции "Донбасса" и ответил на вопросы читателей.
ПУЛИ ДОЛЕТЕЛИ ДО СУДА
Евгения Сташенко, г. Донецк:
- Прошлым летом донецкий бизнесмен средь бела дня выпустил шесть пуль из пистолета «Форт-12Р» в капитана милиции. Перед этим он мчал между торговыми рядами на джипе с криком: «С дороги, черви!». Оперуполномоченный подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Виталий Кирпушко его остановил. Раненый капитан попал в больницу, а бизнесмена вскоре выпустили. Понес ли он наказание?
- В отношении бизнесмена было возбуждено уголовное дело. Оно расследовано и направлено в Киевский районный суд Донецка. По статье 345 УК Украины, ч. 2 автору «червей» грозит до пяти лет лишения свободы.
В ДЕКРЕТЕ - СТО СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Мария Охрименко, г. Донецк:
- Как обстоят дела с милицейскими кадрами? Помнится, после «оранжевой революции» многих опытных отправили на пенсию, в органы пришли новички, немало случайных людей...
- У нас, без преувеличения, огромная проблема с кадрами. А связано это с тем, что в 2005 году нормальных специалистов «ушли», заменив их Шариковыми. Из-за неугодной полит-окраски было выбито мощное ядро профессионалов, и сейчас качество состава плохое, работать попросту не с кем. В моем аппарате - 1400 человек, из них - 1190 следователей. Так вот, больше половины людей у меня со стажем от года до трех. Вы себе представляете, что это за специалисты? Это первый момент. Второй заключается в том, что в последнее время на должность следователя стали массово набирать женщин.
- Так вы, оказывается, противник равноправия?
- Ни в коем случае! Я замечательно отношусь к прекрасному полу и против любой дискриминации. Но поймите ситуацию правильно. Сорок три процента следовательского состава (это 470 человек) - женщины. А по нашим милицейским нормативам, если в коллективе больше 30 процентов слабого пола, он становится небоеспособным. Женщина рожает, чаще идет на больничный, уходит в отпуск по уходу за ребенком. Сейчас, например, у меня в декрете около 100 человек. Все это естественно и нормально, вот только работать некому...
РИСК ТРЕБУЕТ ОТПУСКА И ДЕНЕГ
Антон Жилкин, г. Волноваха:
- Логика подсказывает - кризис и безработица увеличат преступность. Как просто гражданин может себя обезопасить? В России, например, появились отряды народных дружинников. Наша милиция не собирается вспомнить хорошо забытое старое?
- Мы об этом и не забывали. Подобную инициативу у нас пытались реанимировать в Горловке, Артемовске, Славянске на основе соответствующего закона. Согласно ему работа дружинников исключительно добровольна. В советское время дружинник имел льготы: дополнительный отпуск и премии. Сейчас ничего этого нет, а бесплатно рисковать собственным здоровьем никто не будет.
ВЗЯТОЧНИКИ АРЕСТОВАНЫ И ПОЛУЧАТ СРОКИ
Ирина Алексеева, г. Донецк:
- Как вы боретесь со взяточничеством в милицейской среде?
- Хоть и неприятно об этом говорить, но из 12 таких случаев в прошлом году пять связаны со следователями. Виновники привлечены к ответственности и арестованы. В зависимости от суммы полученной взятки им грозит до 15 лет. А насчет борьбы... Мы только о ней и говорим на всех занятиях и при подведении итогов. Регулярно ведем воспитательную работу.
ВЫСТРЕЛ ОПАСНЕЙ СИНЯКА
Стас Олушкин, г. Донецк:
- Хочу прояснить детали нового закона о травматическом оружии...
- Как быстро растут слухи! Никакого закона еще нет. Есть только высказывание министра внутренних дел о том, что возможен всплеск преступности, и о целесообразности свободной продажи травматического оружия. Лично я не вижу в этом необходимости. Мы имеем яркий пример свободы, которая существует в Америке. Там оружие разрешено, но дает ли это какой-то результат? Когда агрессивный человек безоружен, он может ударить, а вот если вооружен, то дело может окончиться не синяками или переломами, а гораздо хуже...
У НАС РАЗРЕШЕНО ВОРОВСТВО...
Елена Матвиенко, г. Макеевка:
- Какой вид преступлений в Донецкой области опережает остальные?
- Разумеется, кражи. За прошлый год их было зафиксировано более 16 тысяч. А вот убийств по сравнению с позапрошлым годом меньше, и разбоев тоже. Причем последних - на 20 процентов, что существенно. Общее же количество грабежей уменьшилось на четверть. Нет в области той катастрофы в виде резкого подъема преступности, о которой пытаются заявить наверху. Однако хочу отметить один очень важный момент: если тяжких преступлений у нас действительно происходит меньше, то реальное количество краж раза в два выше - более 30 тысяч.
- Вы не боитесь заявлять, что существуют цифры бумажные и реальные?
- Не боюсь, потому что в отношении краж - это горькая правда, повлиять на которую могут лишь законодатели. Посудите сами: раньше минимальная сумма похищенного, которая считается кражей, равнялась 51 гривне. В 2005 году власть приняла одно интересное изменение, в результате которого минимальная сумма выросла до социальной льготы, умноженной на три. Социальная льгота - это половина минимальной заработной платы, которая имеет свойство расти каждый год. С первого января 2009 года вор должен украсть на 909 гривен, чтобы похищенное регистрировалось как преступление!
- То есть если карманник стянул у меня пятьсот гривен...
- ...то милиционер имеет право отказать вам в помощи и не заниматься поисками. Невероятно, но факт! Вот благодаря чему Луценко рапортует, что добился снижения уровня преступности. Можно украсть теленка, кур, гусей - и это не будет преступлением. Есть такое слово - декриминализация. Именно это сейчас происходит - вас обманывают! Дико, но нам нет смысла сейчас ловить карманников. Поэтому призываю всех читателей газеты «Донбасс»: будьте осторожны и бдительны!
ЗАПЯТНАЛИ ЧЕСТЬ МУНДИРА
В прошлом году было уволено 70 милиционеров, запятнавших честь мундира, против 51 заведены уголовные дела, из них 12 случаев - взяточничество.
Ксения Малышева. Фото Ольги Кононенко.