Донецкими маршрутками управляют "автопираты"

У «Руты» вылетели все окна. На правом борту видны кровавые дорожки  (фото с места происшествия).

Ворошиловский райсуд Донецка амнистировал водителя маршрутного такси, по вине которого изуродованы три женщины.

«Сцепить зубы, чтобы в рот не попало стекло»

Дончанка Людмила Павловна Луганская до сих пор боится машин. Леденеет от визга тормозов. А по ночам ей снятся перекидывающиеся маршрутки.

- 20 июня 2006 года, примерно в 6.40 я вышла из дома, - вспоминает Луганская. - На улице Артема (остановка ДонУГИ) села в маршрутку № 2. Ехала на работу. Было впечатление, что движусь в никуда. Обычно чем-то озабочена, тревожат какие-то мысли, а тогда - будто еду в пустоту. Может, это предчувствие? Маршрутка была переполнена, но мне удалось сесть на первое сиденье у двери справа. Вот проспект Ватутина, и я как будто со стороны наблюдаю, как справа в нас врезается легковушка. Та машина поддела нашу, и мы упали на нее правым бортом, у которого сидела я. Все люди попадали на меня. Помню, подумала: «Надо сцепить зубы, чтобы в рот не попало стекло».

Микроавтобус «ГАЗ-Рута» двигался со стороны вокзала в центр и на регулируемом светофором перекрестке Артема-Ватутина под прямым углом столкнулся с левой передней частью «Daewoo». Удар был такой силы, что маршрутка перевернулась через «Daewoo», помяла ее крышу, и только после этого приземлилась на асфальт. Пострадали 14 человек, считая водителя «ГАЗ-Руты» и троих, находившихся в легковом автомобиле (это оказалась машина охранной фирмы, совершавшая плановый объезд).

Очевидцы говорят, что на месте происшествия маршруточник кричал, что его ослепило яркое солнце и он не видел сигнал светофора. Позднее следствие доподлинно установило: он проехал на красный свет.

- Когда маршрутка завалилась, я, как и все, стала падать и расшибла голову над бровью об угол противоположного окна, - делится воспоминаниями Татьяна Песчанская, которой в то время было 22 года. - В «Руте», знаете, все окна обшиты металлом, вот такая деталь пробила мне лоб. Минут через пять нас стали переворачивать, и я снова полетела, уже в обратную сторону. Все уже вышли, некоторых вынесли, мне говорят: «Выходи!», а я не могу. Босоножки  слетели, а из ступней торчат осколки. Помню, вошел водитель маршрутки, может, хотел  помочь, а я испугалась и кричу: «Не подходи!»

У Луганской посечены осколками всё лицо и правая рука. Некоторые фрагменты  продолжали выходить полгода, в руке был свищ. А справа возле виска у Людмилы Павловны так и осталось маленькое стеклышко, определяемое на ощупь. За 16 тысяч гривен ей пришлось купить ортопедическое оборудование (специальную кровать) по причине диких болей в позвоночнике.

Людмила Луганская влезла в долги, чтобы купить для своего пострадавшего позвоночника специальную кровать, иначе боль не отступала.

Татьяна Песчанская из-за повреждения шейного отдела была закована в лангет и месяц не вставала с больничной койки - в то время как ее сокурсники из ДонНУ обмывали выпуск и получали дипломы. Рубец на лбу Таня закрывает челкой. Врачи не могут ей помочь избавиться от головокружения и обмороков.

Анна Черканова более полугода находилась на больничном со страшными переломами, ее тело покрыто десятками рубцов, врачи опасаются, что она не сможет выносить и родить ребенка. В момент аварии девушке было 24 года.

Жертвы считают,что постановление суда - издевка

А недавно Анна, Татьяна и Людмила с ужасом узнали, что водитель амнистирован (судья огласила это решение в их отсутствие). В постановлении Ворошиловского райсуда от 9 февраля говорится: «Суд считает, что органом досудебного следствия действия водителя квалифицированы правильно - по ч. 2. ст. 286 УК Украины («Нарушение ПДД, повлекшее тяжкие и средние телесные повреждения». - Прим. авт.). В ходе судебного следствия подсудимым заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с актом амнистии. Прокурор не возражал, так как подсудимым по неосторожности совершено преступление, которое не является особо тяжким, и он - инвалид третьей группы, участник аварии на ЧАЭС».

- Я только вошла и еще не успела пройти в  салон, - говорит Анна Черканова. - Передала деньги, стоя на ступенях - и тут удар!.. Я вылетела через окно двери вместе со стеклом. Маршрутка упала на меня и протянула. Из меня вынули почти 50 осколков. Такие переломы - крестца, позвоночника, лонной и седалищной кости - не проходят бесследно! Летом я не могу надеть маечку, только длинный рукав. В купальнике на пляже показаться стесняюсь, ведь только на бедре - десятисантиметровый шрам! Да и загорать врачи запрещают. У меня укоротилась правая нога! А ведь я не замужем... То, чем завершился суд, - издевка над нашей бедой.

Черканова заявляла иск на 104 тысячи гривен морального и материального вреда, скромные 25 тысяч надеялась получить Татьяна Песчанская и еще 15 тысяч (всего-то) просила Людмила Луговская. Но причиненный этим несчастным пожизненный (так как шрамы являются неизгладимыми) вред так и не компенсирован: Ворошиловский райсуд оставил без рассмотрения иски потерпевших, поскольку по закону по ним обязан отвечать владелец источника повышенной опасности (то есть транспорта), а не шофер.

«Донбассу» удалось получить небольшой комментарий у хозяина маршрутки:

- Да, я перевозчик, но вообще-то не думаю, что мой водитель там виноват. Он просто чернобылец, и подал на амнистию, чтобы не возиться.

Услышав, что вина водителя подтверждена судебным постановлением, владелец микроавтобуса предпочел не продолжать неприятный разговор.

Объяснить, почему не оформил полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (из-за чего жертвы ДТП потеряли возможность обратиться в страховую компанию за выплатами) и ни копейкой не помог на лечение женщинам, собеседник затруднился.

У одного частника - 18 микроавтобусов

По мнению же Александра Усикова, директора охранной фирмы, которой принадлежит «Daewoo» (столкнувшаяся со злосчастной «Рутой»), хозяин маршрутки должен быть наказан, причем не только деньгами. Ведь «газель» колесила, как выражаются водители... «под черным флагом».

- Во-первых, водитель-инвалид не имел права заниматься перевозкой пассажиров, - уверяет Усиков. - Во-вторых, он работал без записи в трудовой книжке. Как мы узнали в суде, договор между ним и хозяином был только на словах. В-третьих, водитель ездил без временного регистрационного талона, не проходил ежедневное медицинское освидетельствование. А всего у владельца «Руты», как у частного лица, а не юридического, на тот момент было 18 пассажирских микроавтобусов! (Соответствующее подтверждение из МРЭО находится в распоряжении редакции. - Прим. авт.). При таком количестве транспортных единиц правила предусматривают, что надо создавать автохозяйство. Мы тут имеем дело с «уличными пиратами», которые рыщут по дорогам и никакой ответственности не несут.

Остается надеяться, что прокуратура, куда обратился господин Усиков, с  «чернофлажниками» разберется. А у жертв аварии хватит терпения и сил, чтобы в конце концов добиться компенсации.

Комментарий «Донбассу»

Потерпевшим предстоит «второй круг»

Юрист Валерий Бурда:

- Суд вынес постановление в рамках Закона Украины «Об амнистии» (от 19 апреля 2007 года). По этому закону вовсе не обязательно признание вины подсудимым и не имеет значения - возмещен ли моральный и материальный вред. Судья здесь даже не могла удовлетворить ходатайство о расследовании противоправных действий хозяина «ГАЗ-Руты» (гражданского ответчика). Потому как если дело в отношении водителя прекращено, то все остальные вопросы не подлежат рассмотрению в данном судебном процессе. В результате потерпевшие будут вынуждены подавать гражданские иски отдельно и всю процедуру проходить по второму кругу. Снова обращаться к адвокату, нести дополнительные затраты.


Татьяна Заровная. Фото автора.
Читайте также: